Очень вкусное Пралине с орехами с узнаваемым брендом, в насыщенно-темно-синей коробке с балетной черно-белой парой на фронтоне Большого Театра, под хороший коньяк и золотые мандарины. Серебристая мини-коробочка внутри, на которой можно гадать, вытаскивая желания. "Раз в крещенский вечерок" и Сочельник гадают не только девочки, девушки, женщины, комические старухи и призраки, но и мужчины, юноши, мальчики. Что выпало, то выпало, - на судьбу не пеняем, каждому свое.
"...Он приехал ко мне вечером и, усевшись на маленькой скамеечке (которая хранится у меня как святыня), написал на какой-то записке: "Я ехал к Вам". Эту скамеечку Анна Керн возила с собой, когда уже старушкой ездила к друзьям, а эти строки стали романсом, которые исполняли, исполняют и будут исполнять по поводу и без, в святочные и не только, зимние, муторные вечера. Той самой Анне Керн, которой посвящены знаменитые строчки: "Я помню чудное мгновенье...", даже выбиты на ее надгробии, исполнилось бы сегодня 182 года. Дата не круглая, но вспомнилась неспроста.
"Я ехал к вам: живые сны
За мной вились толпой игривой,
И месяц с правой стороны
Сопровождал мой бег ретивый.
Я ехал прочь: иные сны...
Душе влюбленной грустно было,
И месяц с левой стороны
Сопровождал меня уныло.
Мечтанью вечному в тиши
Так предаемся мы, поэты;
Так суеверные приметы
Согласны с чувствами души..."
(А.Пушкин. "ПРИМЕТЫ", 1829 г.)
Казалось бы, при чем здесь А.Пушкин, "ай да Пушкин, ай-да сукин сын"?! Параллели - перпендикуляры. 1829 г. - "реперная точка", когда многие то мимолетные, то порой и серьезные, исключительно яркие и страстные "чувственные" увлечения, романтические грезы и плотские терзания были сокрушены знакомством с роковой женщиной, которая два года спустя станет его женою и матерью его детей, сокрушив и надломив жизнь поэта. Живая и реальная, холодная и неприступная, самодовольная светская тусовщица-красавица, отравившая ему жизнь, какой там "гений чистой красоты", - Анти-Минерва! Гончаровы с презрением отвергли бедного шута, да еще с нерусской наружностью, мечтая составить партию своей дочери за какого-нибудь богатого и модного франта, с карьерными перспективами. Так в общем-то и вышло, когда Наташенька после смерти мужа-поэта совсем скоро выскочила за генерала Петра Ланского, продолжив "сеять разумное, доброе, вечное", нарожав еще с три короба детей. А пока: "Сколько мук ожидало меня по возвращении, - писал Пушкин своей будущей теще, - Ваше молчание, Ваша холодность, та рассеянность и то безразличие, с каким приняла меня м-ль Натали... У меня не хватило мужества объясниться - и я уехал в Петербург в полном отчаянии..." Стоило ли волочиться, покорять сердце и что-то доказывать этой расчетливой и томной кокотке, - как победу, как трофей, как покорение собственных амбиций, - и ловушка захлопнулось. Балы, мечты, регалии - на смертном одре не нужны.
В это же время, что и стихотворение "Я ехал к Вам" ("Примета") у А.Пушкина появилось другое стихотворение, которое вспомнилось в связи... Вот первые его первые строки, продолжение под катом. И понятно почему. Говорят, А.Пушкину также было предсказано знакомство с красоткой и брак с ней, несчастливый, опасный, гибельный, но это не остановило его. Знаки на венчании не сулили особенно хорошего. Желание Семьи и "не Не Желание ее семьи", дерзость отчаяния, маска как панцирь и защита от жестокой кокетливо-насмешливой женской игры:
"Сводня грустно за столом
Карты разлагает.
Смотрят барышни кругом,
Сводня им гадает...
А по картам - ждать гостей
Надобно сегодня.
Вдруг стучатся у дверей;
Барышни и сводня
Встали, отодвинув стол,
Все толкнули целку,
Шепчут: "Катя, кто пришел?
Посмотри хоть в щелку".
Что! Хороший человек...
Сводня с ним знакома,
Он с бл*дями целый век,
Он у них как дома.
Бл*ди кухню руки мыть
Кинулись прыжками,
Обуваться, букли взбить,
Прыскаться духами.
Гость ей: "Право, мне вас жаль.
Здравствуй, друг Анета,
Что за шляпка - что за шаль,
Подойди, Жанета.
А, Луиза, - поцелуй.
Выбрать, так обидишь;
Так на всех и встанет х*й,
Только вас увидишь".
"Что же, - сводня говорит,
Хочете ль Жанету?
В деле так у ней горит
Иль возьмете эту?"
Бедной сводне гость в ответ:
"Нет, не беспокойтесь,
Мне охоты что-то нет,
Девушки, не бойтесь."
(А.Пушкин)
"В 1829 году с князем П.А. Вяземским стряслась неприятная история: тайные агенты донесли, куда следует, что князь - человек женатый и солидный - провел с Пушкиным ночь в публичном доме. Пушкина никто и не думал беспокоить по этому поводу. Но князя обвинили в развратном поведении и строго выговорили. Вяземский был вне себя и собирался навсегда уехать за границу. Пушкин же, напротив, отнесся к этому происшествию очень легкомысленно. "Сделай милость, - пишет он Вяземскому из Петербурга, - забудь выражение "развратное его поведение". Оно просто ничего не значит. Жуковский со смехом говорил, будто бы говорят, что ты пьяный был у девок и утверждает, что ваша поездка в неблагопристойную Коломну к бабочке - Филимонову подала повод к этому упреку. Филимонов, конечно, борделен, а его бабочка, конечно , рублевая, паршивая Варюшка, в которую и жаль, и гадко что-нибудь нашего всунуть. Впрочем, если бы ты вошел и в неметафорический бордель, все же не беда..."
"Я захожу в наш милый дом,
Как вольнодумец в храм заходит..."
В Петербурге поэт тосковал, кутил, безудержно играл в карты, общался с друзьями, занимался литературными делами с Дельвигом. Он все время порывался куда-то уехать, подальше, просился заграницу, даже в Китай. Поэт зачастил к Софье Астафьевне, содержательнице фешенебельного публичного дома, который посещала вся гвардейская молодежь Петербурга. "Они, бывало, заходили к наипочтеннейшей Софье Астафьевне провести остаток ночи с ее компаньонками. Александр Сергеевич, бывало, выберет интересный субъект, и начинает расспрашивать о детстве и обо всей прежней жизни, потом усовещевает и уговаривает бросить блестящую компанию, заняться честными трудом, итти в услужение, потом даст деньги на выход -... Всего лучше, что благовоспитанная Софья Астафьевна жаловалась на поэта полиции, как на безнравственного человека, развращающего ее овечек"... Малинники и Старицы, петербургские и тверские красавицы, - это ж все неспроста!
"Под покровом своего постоянного цинизма и матерщины поэт старался скрыть переживания, тоску и грустные мысли. Как типичный истерик, поэт окружил себя "броней", которая в маске разгульного и циничного волокиты охраняла его душевный мир от психологических ударов. "Понятие брони, пишет А. Лоуэн, - было введено Райхом для разъяснения состояния, в котором возбуждение "связывается" защитным механизмом, имеющим определенную оберегающую цель, которая, с одной стороны, служит "защитой от раздражителей внешнего мира, а с другой - не выпускает наружу внутренние либидозные устремления".
Психологически броня есть выражение состояния, когда при нападении человек внутренне сжимается вместо того, чтобы ответить ударом. Пушкин часто напускал на себя вид не верящего ни во что человека. Но под личиной распутника скрывались, запрятанные глубоко в подсознание, великие «платонические» и искренние чувства. Его раздвоенное эротическое восприятие заставляло тщательно скрывать свои нежные и абсолютно не сексуальные увлечения, постоянно афишируя свои реальные интимные связи.
Брачные неудачи преследуют Пушкина. Отказ Олениной, неопределенность в отношениях с Ушаковой, спокойно-равнодушная позиция Наташи Гончаровой - все это приводит к замкнутости поэта и терзает его душу. В предыдущие годы Пушкин был не особенно выгодного мнения о браке, теперь же, приближаясь к своему тридцатилетию, он жаждет спокойной семейной жизни. В конце 20-х годов - в период своего бесконечного сватовства - поэт создает свои самые лучшие стихотворения. Это был период взлета его гениальности. Как отмечал известный ленинградский пушкинист Б. Мейлах - "В зрелой лирике Пушкина любовь раскрылась со всеми ее радостями и "безумием", горечью и скорбью - в новой для поэзии диалектике противоречивых чувств. Это богатство воплощения любовной темы отражало богатство внутреннего мира поэта, разнообразие его душевных переживаний". Все эти чувства и претворились в едва ли не самые проникновенные лирические строки, когда-либо им написанные:
"Я вас любил: любовь еще быть может
В душе моей угасла не совсем.
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я на хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим..."
Фактура материала, сравнения, переосмысление и цитаты навеяны:
(
http://page.divo.ru/lukas/pushkin/p10.htm)
Моралите не будет, как и послесловия. Каждый понимает все в меру своей испорченности. Еще раз, - в предсказания и в приметы, можно верить или нет, но реальные жизненные перипетии и физиологический возраст не обманешь, а типология и патологии психологических реакций организма, обмануть не удастся. Можно соотносить, предупреждать, упреждать, но "приходит день, приходит час", когда оказываешься перед мучительным выбором, а стоит ли... Если все так или иначе предопределено. И это не слепой фатализм, вера с судьбу или предначертанность, - это реальность, в которой сиюминутные желания и глобальные "точки невозврата "отправления с одного вокзала", где путь в один конец. Вместе и навсегда, в никуда?! "Опять метель и мается былое в темноте..."
Олег Даль. "Я Вас любил..."
Приложение:
Романс "Я ехал к Вам"...
... в исполнении Сергея Безрукова
Click to view
... в исполнении Елены Камбуровой
Click to view