"Я не хочу становиться устоявшимся кинематографистом, как не люблю долго жить в одном месте. Любая стабильность пугает меня. Обзаведясь постоянным жилищем и творческим статусом, я сам сооружу себе могилу".
(
Клод Шаброль)
"... я снимаю целомудренные картины о человеческих извращениях. Они и должны быть скромными, иначе это будет просто грязное порно. Любое извращение - плод человеческого ума. Это я и показываю почти во всех своих фильмах... Если бы секс отнимал у людей не больше 50 процентов их жизни, то проблем было бы гораздо меньше, количество преступлений сократилось бы... Страсти должны проходить через фильтр разума, иначе они ведут к безумию, к психическому расстройству..."
(
Клод Шаброль)
Знаменитый режиссер Клод Шаброль, один из основоположников французской "новой волны", умер сегодня утром, 12 сентября, в возрасте 80 лет, отпраздновав летом красивый юбилей, - сообщила "Le Mond" со ссылкой на заместителя мэра Парижа, Кристофа Жирара: "Это был великий французский режиссер - свободный, дерзкий, радикальный и красноречивый", - просто, четко, но удивительно точно охарактеризовал его чиновник французской мэрии.
Настоящий парижанин, мэтр, ставший классиком уже при жизни, пришедший в кинематограф из критики, достаточно быстро подпал под стереотип - "режиссера"-исследователя болезненных состояний и психопатологий личности, сексуальных девиаций и фрустраций сознания, подверженных страхам и фобиям, навязчивым идеям, расследуя природу и причины загадочных убийств. Но это только одна из сторон его творчества. Французская "новая волна" с главными ее представителями, - Годаром, Трюффо и Шабролем вскрыла индивидуальный характер каждого режиссера, хотя в типических проявлениях "методический кино-инструментарий" был схож:
- Что вы сейчас думаете о "новой волне", которую сами и породили?
- Я никогда в нее не верил! Просто возникла необходимость в фильмах, сделанных с большей свободой, но и с большей наивностью. Мы перестали снимать в картонных студийных декорациях, вышли на реальные улицы, старались избегать стереотипов. Наши диалоги были не такими блестящими, как в голливудских фильмах, но зато напоминали реальную речь людей. Но такие фильмы делались и до «новой волны». Меня, Годара, Трюффо объединяло не то, что нам нравилось, а скорее то, что мы отвергали..."
(Клод Шаброль)
Клод Шаброль переосмыслил "фильм нуар", отдалившись от "новой волны", в которую не верил, но от которой у него остался именно, что "кино-инструментарий", - его фильмы гораздо ближе, имхо, к работам Бунюэля и Пазолини, обличавших мещанскую жизнь состоявшихся, успешных, но запредельно примитивных буржуа, изображаемую Шабролем не в жесткой манере реализма, а сквозь призму гиперболы, аллегории, "черного фильма", закручивая все в детективную историю, где "положительный герой" обречен. Почти всегда это или психопат, или потенциальная жертва в конфликте, столкновении с "изнанкой свободы" идеалистического мира с ужасающими нравами лучших людей городка или тиранией в семье. Женские образы оттеняют беспросветность, но и их нарочитая "опороченная невинность", за которыми камера вуайериста следит неотступно, призвана лишь показать бессмысленность безжалостного внешнего благополучия, за которым жестокость, пустота и лицемерие. А каких актрис и актеров снимал: и красавицу-жену Стефан Одран ("Неверная жена", "Мясник", "Кровавая свадьба"); и Изабель Юппер, ("Мадам Бовари", "Спасибо за шоколад", "Церемония преступления"); и Эммануэль Беар ("Ад"), и Жерара Депардье ("Беллами") и Катрин Денев, и Мишель Буке, и Алена Делона и др... И еще, фильмы Клода Шаброля удивительным образом позволяют преодолевать депрессию, "лечат как лучший антидепрессант", сталкивая с почти реальным, почти "хичкоковским" ужасом повседневности, избавляя от иллюзорной веры в успех, как мерило всех ценностей.
Мой выбор 5 лучших картин Клода Шаброля: "Тихие дни в Клиши", "Спасибо ща шоколад"", "Невинные с грязными руками", "Ад", "Неверная жена"... И две картины, которые "не пошли" у меня, но которые нельзя не отрекомендовать "Кровавая свадьба" и "Мясник"...
О Клоде Шаброле, - биография, фильмография, интервью
(
http://kinocenter.rsuh.ru/habro.htm)
Вечная память...
P.S. ...
"Меня толкнуло в кино желание спасти мир! Уже в десять лет я писал романы. А так как работа в одиночестве мне не нравилась, я выбрал кинематограф. Конечно, застольный период работы над сценарием не самый веселый, но зато какая радость снимать! Я получаю от этого невероятное наслаждение. Тем, кто это не испытывает, лучше заняться другим делом!"
(
Клод Шаброль)