ПЛЮСЫ И МИНУСЫ поправок президента РФ Д.Медведева о деятельности неправительственных организаций

Jun 18, 2009 00:10

Открыли форточку. Дали подышать. Надолго ли?!

После репрессий и практически полного "удушения в объятиях" в бытность В.Путина президентом РФ "третьего сектора" (некоммерческих, неправительственных организаций), президент РФ Д.Медведев "поправил коллегу", "разморозив", и... слегка подморозив, своими поправками деятельность НКО и НПО в России.

В сухом остатке: Медведев распорядился поддерживать проекты неправительственных организаций, которые ориентированы на безработных, конкретизируя требования к НПО (правда, не всегда в лучшую сторону), а также выделяя "загончик” для "независимых" НКО и НПО, направления и тематику социально-значимых проектов, сокращая количество проверок, упрощая порядок отчетности и регистрацию таких организаций.

С пылу, с жару, с дороги, на ходу! Улетая, уезжая, раскланиваясь… Это я про некоммерческие неправительственные организации (НКО, НПО). Три месяца работы и такой результат... Если попытаться проанализировать информационные сообщения СМИ об этом, то получается очень неоднозначная картина...

Короче, про т.н. "третий сектор", в котором когда-то успешно начинал работать сам, полагая, что могу приносить пользу не только себе, но и людям. И приносил, вполне реальную и ощутимую вместе с коллегами, пока В.Путин эти самые невесть откуда получающие финансирование НПО и НКО, не встроенные в вертикаль, не прикрыл. Пока не стали они ему как "кость в горле", а их существование не превратилось в муки. Ну, не понимал б.чекист, как могут быть самостоятельными и независимыми, заниматсья важнейшими проблемами и не клянчить денег только у государства, когда их у него и не было. При нем НКО и НПО, - не иначе как всех их под одну гребенку, записали чуть ли не во "врагов России" с подачи т.н. разоблачительных репортажей А.Мамонтова и пр. “около-журналистов” Кремляди про оранжевую чуму.

Заморозки вроде бы кончились, холода отпустили, но на деле... Как бы не оказалось так, что благими намерениями снова вымощена дорога... Двойственность решения президента Д.Медведева налицо. С одной стороны, определяется перечень разрешенных сфер деятельности для неправительственных организаций (правда он больше напоминает "загончик для скота" - ни шагу назад, вбок, а то... мало ли), а с другой, усугубляется вопиющее неравенство между НПО и НКО, “своими” и “чужими”, одним предлагается жить по облегченному закону, другим - по усложненному, и всем - по понятиям, загвоздок и разночтений, вариантов для коррупции, препятствованию деятельности НКО.

"ПЛЮСЫ" ПОПРАВОК о деятельности НКО:

- при регистрации НКО Минюст не вправе будет требовать представления других документов, кроме указанных в законе, а в если предоставленные для регистрации документы собраны не полностью или в них там наличествуют ошибки, то это не может быть основанием только для приостановления процедуры регистрации, а не для отказа в ней, как теперь;

- из перечня оснований для отказа в регистрации иностранной некоммерческой неправительственной организации будет исключено положение о "создании угрозы национальному единству, самобытности и культурному наследию Российской Федерации", под которое можно было подверстать любую, даже безобидную исследовательскую деятельность;

- нельзя будет запрашивать документы, которые проверяющий орган может сам получить от государственных организаций (учреждений статистики, налоговых органов, кредитных и иных финансовых организаций и т.п.).

- периодичность самих проверок деятельности некоммерческой организации (в том числе по расходованию денежных средств и использованию имущества) снижается: один раз в три года, а не один раз в год как предусмотрено сейчас (почти как для малого бизнеса).

Но, на всякую "либерализацию" есть свое ужесточение...

"МИНУСЫ ПОПРАВОК" о деятельности НКО:

- расширяется перечень оснований для отказа в государственной регистрации: если решение о реорганизации, ликвидации или внесении изменений в учредительные документы принято лицом, не уполномоченным на то федеральным законом или учредительными документами, а также, предоставление недостоверных сведений или не устраненных вовремя обстоятельств, послужившие основанием для приостановления регистрации;

- усугубляется неравенство перед законом и ухудшаются права некоммерческих организаций, получающих гранты из-за границы. Сомнительная проверка "прозрачности финансовых потоков" и проверки на вшивость, т.е. финансовую благонадежность источников финансирования;

- только некоммерческие организации, получающие гранты из-за рубежа, будут обязаны теперь не только предоставлять полную отчетность о своей деятельности в уполномоченные органы, но и публиковать их в Интернете или предоставлять для опубликования СМИ;

- только организации, чей годовой бюджет не больше 3-х млн. руб., могут подавать упрощенные отчеты - в произвольной форме заявления о продолжении своей деятельности и своем соответствии всем имеющимся требованиям, остальным придется возиться с ворохом бумажек не меньше как и раньше.

Наконец, "катарсис" за все минувшие годы безвременья для НПО и НКО - о "мобилизации некоммерческих организаций на борьбу с проявлениями кризиса". Лихо, Дмитрий Анатольевич! Звучит почти как призыв в лихую годину первых советских пятилеток: “Все на борьбу…” - окультуривать, окучивать малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, пострадавших от экономического кризиса и "в первую очередь на граждан, потерявших работу"... По-медведевски!

Резюмируя вышесказанное, хочется заметить, что пока ВСЕ ЭТИ МЕРЫ господдержки неправительственных некоммерческих организаций касаются очень узкого сектора и тематики их деятельности, оставляя за скобками целые пласты работы в области поддержки образования (структурно, межрегионально и системно, а не только поиска и помощи талантам и особо одаренным); экологии; проектов построения институтов гражданского общества и развития демократии, выборов и местного самоуправления в самых широких смыслах - об этом вообще молчок, - все это пока осталось под негласным запретом деятельности для НПО. Все предложенные меры - лишь малая толика того, что надо было бы сделать, прорех осталось не меряно! Так почему принимать "КОММЕНТАРИЙ К РАСПОРЯЖЕНИЮ", а не разработать новый закон, если отменить “звериные поправки” прошлого в отношении НПО и НКО, принятые и разработанные по наущению В.Путина, нельзя?! Это называется - латать “Тришкин кафтан”.

Некоммерческие и неправительственные организации, по сути, разделили и еще более закрепили это разделение - "на своих" и "чужих", на "наших" и "не наших", что прискорбно. Международные организации или организации, частично существующие или существовавшие на зарубежные гранты оказались поражены новыми поправками в правах перед нашими. Это ли не знать юристу Д.Медведеву. Обещают, все привести в соответствие после Нового года, а сколько воды утечет?! И скольким людям могли уже сейчас помочь те же НКО во время кризиса, и не только найти работу или трудоустроить выпускников?! Конечно, хорошо государственные заботы перекладывать на чужие плечи, себе жизнь облегчать, но не только этим призваны и должны заниматься НКО и НПО, т.н. “Третий Сектор”. Жаль, если пока Д.Медведев этого не понимает, ведь самостоятельность, борьба с пофигизмом, отсутствием инициативы, катализатор самостоятельности начинается с них,е сли бы им дали свободу и "развязали руки", а не выводили "под конвоем" снова подышать "за ушко да на солнышко" в строго определенных направлениях деятельности”...

Спасибо уже за то, что не всех "расстреляли" и "репрессировали"...
И все-таки... Открыли форточку? Дали подышать? Надолго ли?!
Стоит снова этим делом заниматься, или снова разгонят и разгромят…

время м, аналитика, демократия, кризис, политика, экономика, личное, Россия, общество

Previous post Next post
Up