"... И теперь, много веков спустя, мы имеем очень странный анархический народ, который не признаёт никакого внутреннего самоограничения и который при этом - достаточно лицемерно - всё время взывает к сильной руке и твёрдой власти.
Делать всё противозаконно до тех пор, пока тебя не схватили за руку, - это и есть та реальность, в которой мы до сих пор бултыхаемся...
... власть в России должна быть грозной. И в каком-то смысле эта грозная власть развязывает руки всем остальным людям. Ты можешь воровать, лгать, делать всё что угодно, не задаваясь при этом вопросом о моральной стороне этих поступков! Потому что власть взяла на себя функцию твоей совести. У неё в руках палка, и она за тобой смотрит, таким образом освобождая тебя от контроля за своим собственным поведением. В результате имеем общество, в котором отсутствуют самоконтроль и какое бы то ни было самоограничение. Это проявляется даже в мелочах. Думаю, любой не раз наблюдал: вот перед светофором выстраивается очередь из машин. И обязательно найдётся тот, кто полезет в обход: по тротуару, по головам, сбивая зазевавшихся пешеходов, - только бы не стоять в очереди, не быть таким, как все. Но любая демократия начинается с того, что, если двадцать машин стоит в очереди, ты подъезжаешь и становишься двадцать первым. Это качество - абсолютную вседозволенность, желание пройти к цели по трупам, по головам - сформировала в русских людях власть, начало которой положил Грозный. Власть, которая не верит тем, кем управляет. Ведь Грозный не верил никому, даже самому близкому окружению. Он считал, что все - предатели. Все воры. А значит, и казнить в принципе можно любого. Таким же образом позже действовал Сталин, выдавая разнарядки на аресты и казни. Любого копни поглубже, а у него в голове - мысли крамольные"...
(Павел Лунгин, режиссер)
(
http://www.aif.ru/culture/article/26710)
Неслучайна такая объемная цитата от известнейшего российского кинорежиссера П.Лунгина, автора таких знаменитых фильмов, как "Олигарх", "Луна-парк", "Такси-блюз", многосерийного сериала "Дело о "Мертвых душах" по Н.Гоголю, представляющего на открывшимся 62-м Каннском кинофестивале во внеконкурсной программе свой новый фильм "Царь" об Иване Грозном, в котом заняты Петр Мамонов и Олег Янковский. А накануне, вслед за неуловимым цветным Штирлецем-Исаевым в цвете, стартовали, вернее "спуртовали" сразу две кинопремьеры отечественных телесериалов по двум ведущим федеральным телеканалам: одноименного "Иван Грозный" и "Охота на Берию". Параллели и "диалоги эпох" угадываются, несомненно! Интерес к прошлому, попытка взять все лучшее из той эпохи, эксплицировать ее на сегодня, на сейчас - не случайна. Фактически, имхо, Путин создал систему правления, очень напоминающую времена Ивана Грозного, - тогда, после краха вертикали власти все кончилось всеобщим пофигизмом, порабощение воли, всеобщим страхом, инфантилизмом и оккупацией поляков, сегодня тяжкими ля России последствиями кризиса…
Отвлечемся от фильма, от власти, перейдем к народу, но посыл запомним! "Раньше и трава была зеленее, и небо было голубее, и вода мокрее, а девушки, - и моложе, и лучше, и краше... К несчастью, мир сейчас не таков, каким был раньше", - КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ СОГЛАСЕН!
В последнее время, все чаще слышу от разных, в т.ч. добропорядочных, и даже уважаемых людей, друзей, знакомых и т.д. "нытье по прошлому", по нравам и лучшим образцам прошлых эпох, по традициям, от дедушек и бабушек, мол, в большинстве своем тогда они жили "правильнее", нравственнее! Причем связываю это не столько со взрослением и старением физиологическим (не от возраста зависит) у тех, кто отстаивает подобные сужения, а со "старостью души", ретроградной амнезией патриархальной культуры восприятия и воспитания, боязнью перемен, отхода от традиции и опасливого отношения к нововведениям (обжигались, плавали, знаем, луче уж по старинке), которые часто, непонятны, или всерьез вызывают опасения, порой - оправданные, во всем новом видят часто только худшее, нигилизм и базаровщину...
Но, волков бояться - в лес не ходить! Нельзя же жить только светлой памятью о прошлом, из которого человеческая память, как известно, изымает "плохое", оставляя, по большей части хороший след! еще бы, скажи, что в прошлом все было фигово и паршиво, - выходит Вы проспали лучшие времена своих молодости и юности, а у каждого поколения с которыми связано и помнятся, преимущественно, светлые воспоминания, иначе, ради чего было преодолевать трудности, лишения, войны, выживать, создавать семьи, рожать детей, зарабатывать капитал. Это - самообман, еще более страшный, не позволяющий видеть историческую ретроспективу больше в позитиве, а перспективу на будущее уныло.
Ретроградная амнезия - это не только болезнь, когда больной не может вспомнить прошлых событий или сведений, но помнит все случившееся после ее возникновения, но и "образ мыслей, сознания, культуры целых стран и народов, образ действия, образ жизни личности, за которым так легко спрятаться, идеализировать ценности и нравы уходящей эпохи, ускользающей красоты, искать лучшие образцы в большинстве своем - в прошлом, забывая о бывших наравне с нею безжалостности, лицемерии, жестокости и садизме. Дудки все это, отговорки и враки! Мы живем здесь и сейчас, и у наших предков нравы были и круче, и жестче, и циничнее, - гораздо, не менее, а порой, даже более гнусными, чем в наше время, хотя даже здесь "взвешивать на весах" гордость и предубеждение от исторического прошлого, настоящего и будущего человечества я бы не стал.
Все хороши, - и обелять или очернять прошлое или настоящее - нельзя, за каждое время приходится платить не только расстроенными чувствами, эмоциями и т.д., но, порой и жизнью, достоинством. И еще, очень важное! Зачастую ,нынешнее время и поколение критикую за излишний материализм, за невнимание к т.н. “вечным ценностям”, за крайний индивидуализм, граничащий с эгоизмом. Но, позвольте, снова - не согласен! Даже при советском коллективизме и царском крепостничестве; при формальном интернационализме или при яром национализме, отнюдь не меньше было тех, кто всеми правдами и неправдами ради карьерных, личностных или др. соображений ни в грош не ставил законы общества, "шагая по трупам", или молчаливо жил "по двойным стандартам", "уча по совести и правде", а поступая трусливо и паскудно по догме, по традиции: "я как все", история спишет с виновников царей, генсеков, они правят, я пешка!
Вот, например, традиция кинофестиваля в Каннах и конкурса песни Евровидения, - казалось бы, радикально отличаются руг от друга, а на деле?! Если убрать покров лицемерия и элитарности ведущего европейского и международного кинофеста, на который съезжаются ведущие режиссеры актеры, журналисты и т.д, представляя отобранные фильмы, что в остатке?! Те же - молва, новости от VIP и селебритис, гламурные закрытые вечеринки и тусовки с кокаином, выпивкой, где все трахаются, обсуждая последние сплетни более достоинств картин... Едва ли по этому признаку Канны сильно отличаются от того, чем занимаются в кулуарах и Манеже участники конкурса Евровидения в Москве, - разве не так?!
Уберите имена Ларса фон Триера, Квентина Тарантино, Педро Альмодовара, знаменитой дочки своих знаменитых родителей, певицы и актрисы Шарлоты Гинсбур, или Фанни Ардан, или Летиции Касты, любимца всех женщин Всея Руси и мира - Джонни Деппа, - с одной стороны и пигалиц с парубками с Евровидения в Москве, - с другой?! Останется БРЕД!!! Или Брэд Питт с самым ожидаемым фильмом фестиваля - военной историей “Бесславные ублюдки”. Питт, надо думать, еще и свое многочисленное семейство захватит. Так что скучно никому не будет в Каннах, как и в Мокве, где на русском, мове и суржике споет песню “Мамо” дибиланоподобная псевдо-готическая А.Приходько, или распиаренный в СМИ норвежский белорус Рыбак, или секси-турчанка, исполнившая на Евровидении “танец живота”, или хрустальный вокал шведки, - ах, да, есть еще мадемуазель поет блюз, - неувядающая П.Каас, а больше-то кто?! Миражи!
Рекламный постер нового фильма Тарантино "Бесславные ублюдки"... И так было всегда, на всех тусовках для избранных, для элиты, или... на выездах на шашлык, за город, у многих, если не у всех, в разно время. так чего лицемерить о "заслугах прошлого", говорить о нравственности и морализаторствовать о грехе?! Когда свальный грех - рядом, под боком! Или Вы такие святые, что нигде и ни с кем?! Не верю!
P.S. ...
"3,14здюли… 3,14здюли …
Мы большие 3,14здюли - под Полтавой огребли,
И на евро проиграли, и в хоккее про*бли !"
Музыканты липецкой группы "Плеханово" оказались в центре международного скандала. Коллектив запустил в Сети ответ-пародию на дерзкий номер шведской группы Grotesko, которые в финале отборочного конкурса "Евровидения" спели песню "На здоровье, Ленин, до свидания, Путин". Ага, помните, реакция наших была самая убойная, по прниципу - ТЫ ДУРАК? - САМ - ДУРАК! Если в шведском оригинале мелькали распространенные западные штампы в виде медведей, балалаек, красных звезд и матрешек, то в российской версии фигурируют наши штампы: Петр Первый и победа команды Г.Хиддинка над шведами на Евро-2008. В ответ на фразу "до свидания, Путин", липчане распевают от имени оппонентов: "Мы большие 3,14здюли под Полтавой огребли! И кто лучше, кто круче?! Или как Д.Медведев, поздравляя наших хоккеистов, выигравших Чемпионат мира, почти в точности за Л.Брежневым, награждавшим А.Карпова, выигравшего Чемпионат мира по шахматам, повторил, взяли титул - не отдавайте! Наш ответ Чемберлену, или "шведы гоу хоум"
Адрес ролика:
(
http://video.yandex.ru/users/belmonjdo/view/33)
Оригинальная шведская версия - под катом:
Click to view
Адрес ролика:
(
http://www.youtube.com/watch?v=cWo6Dbwq4Ms&feature)
N.B. ...
А мы далеко ушли от прошлой ереси, а?! Вот сегодня, например, один Герой России, вроде бы расстрелянный в Дубае С.Ямадаев, б.командир батальона “Восток” объявил кровную месть другому герою России, президенту Чечни Р.Кадырову и его двоюродному брату, депутату ГосДумы А.Делимханову. “Соблюдая требования шариата, он, однако, позвонил не ему напрямую, а авторитетному религиозному деятелю из Гудермеса Нуриду Хаджи Кимаеву, чтобы тот передал послание главе рода Кадыровых”. Чем не пример для слепого подражания, по закону гор и адатов всем жить или только части с Кавказа, но страна-то знаете ли - одна, и ни советская власть, ни царизм, ни цивилизация этот обычай не пресекли?! Может и этот способ выяснения отношений справедлив, а?! Подробности: (
http://www.echo.msk.ru/news/591843-echo.html)
И еще, несколько недель назад посмотрел две экранизации, типа про нас, про наше прошлое и наше будущее: фильмы “Тарас Бульба” и “Обитаемый остров”, но впечатление печального тихого ужаса осталось от обеих картин. За исключением актера Б.Ступки, очень удачно влившегося в роль, героические образы “защитников Отечества, земли русской и планеты Земля” - самого Тараса Бульбы, как и Максима с дебильной внешностью Тарзана, настолько скудны и поверхностны, что ни Н.В.Гоголь, ни браться Стругацкие - тому виной. Один фильм сняли “без Н.Гоголя в голове”, оставив только псевдо-патриотическую риторику и клиповое мельтешение чрезмерно натуралистических сцен боя и пыток, а в другом - тот же кровавый и беспощадный мир будущего, представлен в эсхатологическом фантастическом боевике, практически начисто лишил произведения его смыслов, проблем. В результате - получились маловразумительные картонные лубки, прилизанные былины, где герои из прошлого и будущего, вроде того же сериального цветного Штирлица, как плоские и ходульные герои анекдотов. Для нас, как бы там тяжело не было - лучшее настоящее, так что облагораживайте свой дом и быт, жизнь вокруг, а не цепляйтесь только на позитивный опыт предшествующих поколений!
Ностальгия - хорошее чувство, но, сконцентрировавшись на нем, наслаждения не получишь, счастья по старым лекалам - не построишь, разве что лицемерно, смирившись, мол, я как все, как обычные люди, главное - не высовываться ! Улыбайтесь, плачьте, живите здесь и сейчас не в смысле одной страны и одной культуры, но в плавильном котле опыта и новизны мира и цивилизаций, а гореть святым или на костре инквизиции, какая разница, и, порой одно и тоже: “Но ясновидцев - впрочем, как и очевидцев - Во все века сжигали люди на кострах”… Да здравствует Аутодафе, тоже нигилизм и базаровщина, не правда ли, но по мне они лучше, чем махровая патриархальность уклада.