Оба они - такие разные, но есть то, что объединяет две судьбы пасынков патриотизма. Чувства Родины и чувство к Родине, - разнонаправленные векторы изнутри и снаружи; на разных этапах истории и жизни: от любви до ненависти и обратно. Отношения и Люди, которые… Сначала бьют - потом хвалят; сперва ругают - потом поздравляют; голову рубят, потом… приладить хотят…
Я не сравниваю, не провожу параллели, хотя, отчего ж нет. Одного выдворяли из страны, высылали, лишали гражданства. Другому - не давали играть, мешали уехать, удерживали. Прессовали обоих, но они выстояли, победили. Та еще страна у нас!
Казалось бы, нелепо, смешно, безрассудно, безумно, абсурдно, - сравнивать канву жизни известнейшего режиссера, родившегося еще до Октябрьской революции, в сентябре 1917 года в Ярославле, собирающегося отмечать свой… 92-летний День Рождения (!), празднующего 45-летие своего Театра, прошедшего войну и лишение гражданства; раскол труппы; много повидавшего на своем веку… с молодым 27-летним футболистом, сотворившим сенсацию, впервые среди российских легионеров забившего в одном матче 4(!) мяча, а хотелось уже 5, аппетит приходит во время еды! Но сравнения получаются...
Click to view
Адрес ролика:
(
http://www.youtube.com/watch?v=a2cs-qwBQZM)
Аршавин все 4 гола Арсенал - Ливерпуль
Пробежал глазами поздравления и интервью Ю.Любимова по случаю 45-ой годовщины Театра на Таганке и пересматрел в Youtube все четыре гола Андрея Аршавина за Арсенал в ворота Ливерпуля, двух знаменитейших английских команд; слушал радостную истерику комментатора; читал восторженные комменты в блогах; смотрел в новостях, по Первому каналу ТВ как цитировали отзывы о молодом российском даровании, лучшем приобретении клуба, где, кстати, играют не только англичане, но и игроки других национальностей из стран, и диву давался! Сравнивал истории этих таких разных людей, но… в чем-то схожих не только характерами, но и харизмами! А елей льется рекой сегодня на всех телеканалах по Театру на Таганке. Где ж Вы раньше были а, когда обличали?! Обстоятельство изменилась. Если Партия сказала, Комсомол ответил: “Есть!”
Как это все-таки по-русски, - нет пророков в своем Отечестве. При жизни здесь - не ценят, порой травят или незаслуженно хулят, если ты не нормальный, а посмел выделиться из коллектива, из серой массы, вдруг возникаешь. Общинная мораль охранителей устоев и патриархальной культуры кнута и пряника: живи как “все”, радуйся мелким радостям, об остальном молчи в тряпочку, называй непонятных тебе людей фриками или отморозками, радикалами, мешающими сладкой Сказке, Мифу о Непокобелимом могуществе Государства. Еще бы, так ведь сказали по телевизору! И никто тебя не тронет, не парься. Славь Вождя, любимых Учителя и Руководителя, Партию и Правительство, ненавидь Америку и все будет хорошо, даже медальку дадут, шоколадную.
Чтобы любить эту страну - нашу страну, которая почему-то выпила и пьет столько соков у людей - наиболее талантливых, неординарных, одаренных, ершистых, острых на язык и словцо, имеющих свое мнение и позицию, волю, довести свои решения до конца, воплотить в жизнь свою мечту, нужно быть настоящим патриотом, даже когда тебя бьет, не дают работать и поносят. Возвращаться сюда, чтобы снова начинать здесь то, за что тебя выгоняли и гнобили, косо смотрели вслед, осуждали, подвергали обструкции, считая чуть ли предателем… А, может, они и есть - настоящие ее патриоты, Родины?! А вовсе не те руководители, которые времена своих предшественников предают анафеме, как В.Путин - Б.Ельцина, пусть земля ему будет пухом, вторая годовщина смерти которого сегодня.
Юрий Любимов и Театр на Таганке, созданный на излете Оттепели в далеком 1964-м, куда уже 47-летний (!) режиссер пришел вместе со своим курсом из Щуки (Театрального училища им. Щукина)… А потом, через 20 лет быть высланным из страны на излете застоя в 1984-м, чтобы снова вернуться в свой, авторский Театр, проработав за рубежом, сделав себе имя, по приглашению новых властей. Началась Перестройка… Столько не живут Театры при одном руководителе, правда?! 50 премьер за 45 лет… Раскол трупы на любимовцев и губенковцев, как по живому; звезда, жизнь и смерть В.Высоцкого, целая россыпь талантливых актеров, острые постановки, за которыми видели протест, чтобы… на 45-леттие поставить спектакль “Сказки” по классическим произведениям трех авторов: “Русалочка” - Андерсена, “Счастливый принц” - Уальда, “Рождественская песне в прозе”, и рассказам “Колокола. Рассказ о духах церковных часов” и “Сверчок за очагом. Сказка о семейном счастье” Диккенса. Свободная композиция… Мудрый, хитрый, опытный неудобный человек, ищущий отдушину в простых и вечных истинах. Умело находящий для важнейшего Содержания достойнейшую Форму, как это было в виденной мною “Шарашке” или “Добром Человеке из Сезуана”…
“… Отмечать будем только в театре, а официальных торжеств не предвидится. Чиновники нам сказали: “Вот когда полвека театру исполнится, тогда и отметим как следует”. Они не празднуют 45 лет, но я отпраздную. На свои средства… Всю жизнь чиновники что-то запрещали, а потом все равно раздавали награды…
- Сколько же я должен своей родине, что с 14 лет работаю как лошадь, и все еще никак не отработал?.. Разрешили нам расширить здание Театра на Таганке - я 8 лет строил. Построил - меня выслали из страны. Я стал создавать театры в Европе, ставил спектакли. О том, что меня лишили советского гражданства, узнал между делом в Лондоне. Когда в Советском Союзе наступили перемены, Горбачев начал уговаривать меня вернуться. Я поверил, но едва начал работать, у меня стали отнимать пристроенную часть театра. И отняли. Так что хобби у меня - строить театры, которые отбирают…
- Вообще-то я старался обнажать женщин, а не трагедию. Я не политик, я хотел делать театр таким, каким он должен быть. А мне пришили, будто я продолжаю традиции политического театра, это не правда… Вот когда наши чиновники поймут, что в искусстве слово человека важнее вшивой бумажки, тогда хоть что-нибудь произойдет положительное. Например, поднимется уровень жизни. А пока наше общество напоминает мне худую корзинку, которая плывет по реке…”
(Ю.П.Любимов, из интервью ж. “Театрал”, полный текст:
http://taganka.theatre.ru/lubimov/13317)
Андрей Аршавин уезжал долго и мучительно. О его многострадальной эпопее ухода из Зенита не знал разве только ленивый. А самый богатый клуб страны, принадлежащий ее Национальному Достоянию - Газпрому, не хотел его отпускать. Хозяйка Града на Неве В.Матвиенко публично признавалась в любви… Аршавину как к игроку, а он хотел поиграть в Европе. Не токмо ради денег - зарплаты в Зените - немереные, за этим дело бы не стало. Хотелось найти и проявить себя, показать свой настоящий профессиональный уровень и класс. 4 гола в одном матче, чем все восхищаются - не показатель сам по себе. Яркая игра, место в основном составе, признание зарубежной прессой, ломая многие стереотипы в отношении русских там… А ведь многие не верили и не верят, ждут подвоха, когда оступиться, еще бы, зависть снедает и… лицемерие… А ведь Андрей играет и за сборную России… Чую, как некоторые околофутбольные аналитеги, будут под микроскопом сравнивать старания за аглицкий клуб и игру за сборную команду… У нас всегда так, - ищут черную кошку в комнате, если ее там нет, предпочитая подозревать.
"Я стараюсь и играю за "Зенит" так, как могу. Но еще четыре месяца назад сказал президенту клуба: оставаться в команде уже не хочу. И потом повторял это неоднократно. К сожалению, мои слова были то ли не услышаны, то ли недооценены…
Сейчас все сводится к одному - выставит ли "Зенит" реальную цену. Если это произойдет, я, конечно, уйду. А если нет, то буду числиться в "Зените", но только на бумаге. Играть здесь в следующем году не хочу и не буду. Это не ультиматум, это естественная реакция на происходящее. Я всегда верил, что можно договориться по-хорошему и уйти нормально. И вел себя соответствующим образом. Но чем дальше, тем веры меньше. Получается, что без конфликта не обойтись, хотя, видит Бог, я хотел его меньше всего"…
(
http://futbol-1960.ru/russia/news/44364.html)
Это было в конце осени прошлого года… Если бы тогда возобладало самодурство и желание продавить свое - и английский Арсенал, и сборная России потеряли бы классного игрока, карьеру еще одну бы, да и жизнь загубили. А сегодня - бравада на телеканалах… Как все изменилось, доказал - доказал. Но отчего ж клеймили, хулили - не все, но многие, говорили, что не заиграет, что ничего у него не получится…
А еще вчера в Доме футбола на Таганке (!!!) состоялось скандальное решение Контрольно-дисциплинарного комитета РФС: за нарушением лимита на легионеров в матче “Локомотив” - “Зенит” самый богатый клуб страны отделался легким испугом. Пожалели, простили - потому что любят богатых и боятся власти, высших чиновников, которые сами из Питера и за Зенит болеют. Круг замкнулся … на Таганке!
P.S. …
Здесь выложен старинный русско-цыганский романс "Он уехал", в исполнении Г.Эрденко с московской цыганской группой "Джелем". Аккомпанемент - В.Колпаков, семиструнная гитара. А текст… отражает не только холодную погоду за окном и отчаяние “молодухи по сгинувшему женишку”, но и вечную Тоску Родины по Своим Детям, как байстрюков сперва гоняет, непризнанных, чужих, изгнанных, чтобы потом, если успеет, воздать им должное, - и за их пот, кровь, упорство, силу, победы и поражения, а их слезы и славу - приписать себе… Очень по-русски, увы… Патриотично, патетично... Солнце с пятнами и победа со слезами на глазах… А нервов-то сколько уходит, а жизнь одна...
“В дверь стучится зимний ветер, / А на сердце зимний хлад.
Он уехал, ненаглядный, / Не вернется он назад.
И весна мне не на радость, / Коль зима в душе моей.
Он уехал, он уехал, / А слезы льются из очей.
Говорят, весна вернется, / Расцветет природа вновь,
Все воскреснет, оживится, / Не вернется лишь любовь”.
(романс “Он уехал…”, слова Донаурова)