МЕДИУМ ГОГОЛЬ. 200 лет со дня рождения. Авторская исповедь. Непарадные юбилейные записки.

Apr 01, 2009 11:03

“… в эту тяжелую годину всемирного землетрясения, когда все помутилось от страха за будущее… Дворяне у нас между собой как кошки с собаками; мещане между собой как кошки с собаками; крестьяне … между собой как кошки с собаками”…
(Н.В. Гоголь, “Выбранные места из переписки с друзьями”)

“… я решился собрать все дурное в России… все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем”…
(Н.В. Гоголь. “Авторская исповедь”)

Гоголь не обличает Россию, он ее возвышает, демонизируя отдельные скоромные и не очень уголки, тайники души и целые территории (Малороссия), пытаясь попасть в иные миры - путешествует (много и долго по Европам, не находя пристанища даже в Риме); вплоть до самоотречения от стиля, от жанра, на грани сумасшествия и так нелюбимого им пустого фрондерства и резонерства, не находя выхода в абсурдизме и маразме происходящего на Родине. Он морализирует, маргинализирует и апологизирует ее черты, вырождающиеся в иллюзиях, которые терпят крах даже в попытке представить идеалы исправления, излечения от пороков - во втором и задумках третьего тома “Мертвых душ”, агонизируя в провидческих “Записках сумасшедшего”, в незаконченных произведениях, медленно угасая сам, нисходя со сцены действительности.

Магический ирреализм настигает и убивает его в Москве, куда приводят Мечты. С лица воду не пить, а с Носа?! Нос - исчезающий, Нос - появляющийся, “Нос” - животворящий. Метафора миражной интриги и гипербола гуманного места. Хлестаков и Чичиков - как двойной портрет “гуманной эпохи”, где вольготнее всего чувствуют себя проходимцы, прохвосты и собиратели плутовского капитала. Изобличая устои и порядки, традиции патриархальной России, дошедшие до нашего времени и мало чем изменившиеся, ирреалистически, ностальгически застигнутые. Господа - разодетые в лохмотья и сюртуки; дамы, “просто приятные и приятные во всех отношениях”; люди - нагие изгои с вывихнутым сознанием, которое правит бал, и ему все рады, или безропотно его одобряют. Спорят - единицы, глупцы. Остальные живут в гротескных изломах, но даже в их серой обыденной жизни можно найти подвиг, извлекая, как из любой души не только потемки, но и такое!

И тогда, - и жалость, и сострадание появляются даже к маленьким людям, мутантам, малопривлекательным монстрикам и уродцам. Поэтизация наивной души истинного музыканта служаки-писателя-переписывателя Акакия Акакиевича, почти гофмановского персонажа, в столкновении с его патологической неуклюжестью, которого того и жалко, и к которому испытываешь зловещую неприязнь, как к живому трупу канцелярской наружности с идеей фикс о будущей Шинели. Не про современных ли клерков, (не) способных к рефлексии, одержимых страстью, мечтой, безумной навязчивой идеей?

Фантасмагория нашей российской жизни - малопонятна и сюрреалистична для иностранцев, которые типизируют ее черты на примере карикатурных гоголевских героев. Безумно живых, истово живых… мертвецов… Персонажи Н.В.Гоголя, - не обитатели ли потустороннего мира, мирка, возможно, того самого, - третьего измерения, которое, соприкасаясь ежедневно с нашим, обрастая городскими легендами и поселковыми преданиями, является в образе оживших теней настоящего, потомков прошлого и вестников будущего?!

Это и есть, имхо, - “Возвращение живых мертвецов” от верующего и молящегося Медиума Гоголя, которые сами по себе, как бесы, без спроса и стука являются и вселяются в в нашу жизнь, собирают “Мертвые души”, являются “Ревизорами”, с легкостью теряют “Нос”, открывают для себя “Вечера на хуторе близ Диканьки”, путешествуют по “Сорочинской ярмарке” и “Невскому проспекту”, наконец, заглядывают в свой “Портрет”, тихо обалдевают и умирают, вырастая из гоголевской “Шинели”, становясь сегодня… или безмозглым офисным планктоном, или маргиналами, или гениями, или заканчивают в психушке, оставляя после себя следы в виде рукописей в дневниках, ЖЖ, которые у некоторых сродни “Запискам сумасшедшего”…

ПОСЛЕДНИЙ АБЗАЦ…

И омерзительный в своем прекраснодушии, респектабельный адвокат Барщевский, и омерзительный в своем гламурном невежестве бизнесмен Полонский, и маниловщина Медведева, и ноздревщина Путина, - лишь “Заколдованное место” и “Пропавшая грамота” закоулков загадочной русской души от Гоголя. Мерка Мирка Родины, в котором Иван Грозный убивает своего сына, а Сталин отказывается от спасения своего - Василия, векторно, полуштрихом отсылая к истории Тараса Бульбы и его сына. Только теперь гоголевская гипертрофированная отцовская любовь и долг, а также любовь Андрейки к панночке, муторные метания от общего - к частному, от личного счастья - к общему благу, пользе, ее служению, вырождаются в богоборчество и беспрестанную схватку Негодяя с Ангелом. В ней в реальной жизни, где рай невозможен, Добро гибнет, уступая место Химерам и Призракам из параллельного мира, оклеветанным, с неутоленной жаждой явиться в этот мир, чтобы поквитаться за себя и за того парня, измученного скитальца и страдальца, которому не удалось при жизни обрести свой покой. И, если Петр Первый когда-то прорубил “Окно в Европу”, то Николай Васильевич Гоголь приоткрыл “Дверь в Преисподнюю”, в потусторонний мир, где стучат копытца и каблучки, черевички его загадочных обитателей. Кто смелый - тот заглянет за дверцу, и тому воздастся, тот - не побоится спуститься в него, чтобы сгинуть там, или затем подняться, обессмертив себя… Чтобы помнили...

P.S. …



На переднем плане знаменитой картины художника Александра Иванова "Явление Христа народу", ближе всех к Христу, в красном, вполоборота изображен Гоголь, полагают некоторые исследователи, в т.ч. Леонид Парфенов, автор фильма “Птица-Гоголь”, Дмитрий Бак, профессор истории русской литературы РГГУ, филолог и писатель Игорь Золотусский, недавно закончивший сценарий десятисерийного фильма о Гоголе.

N.B. …

Автор поста (daynice) выражает глубокую личную признательность и благодарность Н.В.Гоголю, не снискавшему личного счастья и любви в семейной жизни, в продолжателях рода - физических, но, взрастив, оставив после себя целую плеяду и поколения замечательных русских поэтов и писателей, драматургов; людей творческих и не очень специальностей, которые подарили возможность по-иному взглянуть на мир, любоваться его красотами, ненавидеть и сострадать, сопереживать и хохотать до упаду, также… написать три сочинения - на выпускном и двух вступительных экзаменах в ВУЗы на гоголевские темы. И при том - успешно!

магия, мистика, литература, история, Гоголь, цитаты, личное, Россия, Украина, личности, мужчины

Previous post Next post
Up