ПТИЦА-ГОГОЛЬ: Аскеза Чревоугодия. Парфенов - forever и Жизнь за царя с фигой в кармане!

Mar 31, 2009 02:01

30-03-2009-22-30-1... Настолько, насколько накануне мне было плохо, я был разочарован, раздосадован и оскорблен дешевой агиткой "Олимпиус Инферно", плохо снятой и кинематографически (актерской, режиссерской, операторской работой и убогими спецэффектами), перевранной с т.зр. истории, фактов  и обстоятельств, интерпретации событий, - настолько сегодня я был воодушевлен блистательной работой Л.Парфенова к 200-летию Н.В.Гоголя.

Первая часть фильма, название которого вынесено в заголовок капсом, еще потребует вдумчивого изучения, анализа, спора насчет некоторых утверждений и эпизодов (как скажем, посредственной учебы, симулирования душевных расстройств и протежирования такого уж "добренького" Жуковского).

Но комбинированные съемки и съемки на натуре, стиль ведущего и приглашение к участию известных актеров, в т.ч. и благодаря Гоголю - О.Табакова, Б.Ступки, Л.Ахеджаковой, Е.Миронова, а будет и А.Калягин - лучший Чичиков из экранизаций у нас и М.Неелова - лучший Акакий Акакиевич, имхо, читка мужских строк Гоголя - певицей Земфирой - к месту. Добавить к этому - наличие грамотно выстроенных и не утомляющих визуальных эффектов; хорошо узнаваемой дерзкой манеры инфотеймента, et cetera, хороши уже сами по себе, а в совокупности составляют удачную конструкцию. Фильма - иронична, отчасти даже саркастична, диалогична с нашей действительностью, перемежая исторические аналогии, ретроспекции и параллели, полемизируя и с сегодняшним днем.

Л.Парфенов, остро чувствует "нерв времени", когда выхолощенность примитивно-убогого квасного ТВ-патриотизма с простыми,  недалекими и низкими истинами и сериалами, теленовеллами, нужно преодолевать именно так, - вырываясь за пределы бытовухи и банальной автобиографической повести с жареным смокованием отдельных историй. Можно и нужно делать пьесу, драму, а не водевиль, - захватывающий триллер, со сложными хитросплетениями сюжета, подавая известные и не очень факты в многожанровом ключе, не теряя движения, хода мысли, блестяще разветвляя и собирая сюжетные линии воедино, проводя то пунктиром, то резко обрывая некоторые нити единого клубка повествования и переживаний. Чем-то его манера напоминает Ираклия Андроникова, с поправкой на время, ритм, технологические изыскания и новинки, присущие нашим дням.

Н.Гоголь неотступно следует за ведущим, буквально по пятам, как бы "материализуясь из небытия", рельефным прищуром, руками и движениями захватывая, вырывая из контекста, играя, взаимодействуя с предметами из пространства. Тем самым, оправдывая магистральную идею сериала Л.Парфенова: показать Н.В.Гоголя - не как реалиста-бытописателя нравов времени, но как тонкого знатока гипертрофированного сознания мертвых, живых и потусторонних душ, нечисти и небожителей; истоков манеры и творческой игры, унаследованных М.Булгаковым и Д.Хармсом. Через образы героев, глобализацию окружающего времени и мирка их сознания, начиная от детских впечатлений и воспоминаний в Малороссии, путем провинциала исключительно с украинско-польскими корнями (?), перебирающегося с самых задворок империи, из/с Украины в столицу - Санкт-Петербург, а затем и заграницу, повторяя как бы мистическую круговерть и спираль жизни некоторых прототипов и персонажей.

От Скуки ли только и Тоски?! Равно как и пока намеченная, правда, слегка натужно (имхо, чуть-чуть критики) тема "гения и помешательства", интеракции и включенности наблюдателя и толкователя нравов, равно как и выключенность интерпретатора жизни светского общества, нещадного критика самого себя, из него самого вышедшая, - с одной стороны... И, интроверсия и экстраверсия противоречивой натуры, не обладавшей терпением, - с другой. И все это - в антураже реального времени и людей, выступает не просто историческим фоном играющих Гоголя, но живущих по мистическим авангардным законам жанра и его игры.

Сию мысль автор намерен развить во второй части, где речь пойдет о "Носе" и "Мертвых душах", где "танцевать" будут здания,  площади и целые улицы, но уже в первой - есть отголоски этого. "Стопами Гоголя", Л.Парфенов не скатывается до изложения рутины, только - набора фактов, кутаясь в гоголевской Шинели. Напротив, мешая карты, он вычленяет элементы того сказочного, гипперреалистического до межи с сюрреалистическим - стиля, с чертовским кантом, который был так любим и присущ Н.Гоголю, рано вошедшему в круг первых российских писателей и поэтов, бывшего этаким консерватором-разночинцем, нещадно требовательным к себе и критиковавшем “гламурный” снобизм и публику того времени, непохожим ни на мота-аристократа Пушкина, ни на "добрячка" Жуковского.

Кстати, колкие намеки и явное высмеивание некоторых нравов и порядков того времени в сравнении с сегодняшним днем (пародирование стиля бульварно-желтых таблоида того времени - "Северной Пчелы" и сегодняшних - "Твоего Дня" и программы "Максимум", с мерзко-визжащим голосом Г.Пьяных на НТВ - афористично, остроумно и прекрасно передано. Равно как и отсылки к монаршей воле императора, смилостивившегося на "грант на "Мертвые души", или дозволившего постановку "Ревизора", или появлением и смыслом Петербургских рассказов, где едкая сатира на высший свет, затягивавший и убивавший, растлевавший и простых смертных, и гениев, обескураживала, манила и остужала. Там, где разврат и тупость столоначальников и губернских служащих, равно как и исполнительной вертикали власти стала нормой, где парафраз вечной темы "коррупции" и наготы резонерства властителей, очень узнаваемы и современны.

Как немая сцена из "Ревизора" хочется оборвать фразу на полуслове, дабы с неподдельным интересом следить за второй частью "Мармезонского балета", которая ожидает уже сегодня - вечером, на "Первом", в 22-30. За полетом мысли и фантазии Игроков, - Парфенова и Гоголя. И еще вопрос, кто кого переиграет, кто кого - интерпретирует: Парфенов - Гоголя, "подлаживая" того под свою интроспекцию теории реверса - не реалиста, а авангардиста; или Гоголь - издеваясь, и, разоблачая самого Парфенова. То, - консервативным стилем и ярким слогом, изменившем представление о канонах построения литературного произведения, то- мастерством игры - света и тьмы, костюма и аскезы чревоугодника, презиравшего пафос общества, и, бывшего при этом гедонистом стиля, с чертовщинкой в глазах и нарочитым безумием то ли играя, то ли живя, вводя того и нас за Нос, оставляя в недоу... 31-03-2009-22-30-2

P.S. ...

Друзья daynice интересуютсячемсколько человекмузыка26 (30 %)книги26 (30 %)кино26 (30 %)любовь21 (24 %)психология20 (23 %)литература20 (23 %)философия18 (21 %)политика18 (21 %)путешествия18 (21 %)искусство16 (18 %)Всего взаимных друзей: 87Узнай, что интересует твоих друзей!

ТВ, юбилеи, литература, история, кино, личности, тесты

Previous post Next post
Up