Не думай про белых обезьян! (реж. Ю.Мамин), 2008. Как фарсовая типология нашей жизни.

Feb 06, 2009 16:10

Парадокс. Юрий Мамин снял гениальный фильм, который внешними атрибутами устарел лет этак на 5-10, описывая докризисное время (не мудрено, столько времени прошло от замысла и сценарного плана до воплощения), но припаривал настолько удачно, изящно и точно типологические социально-культурные, личностные особенности героев нашего времени, что недостаток обращается в достоинство, сохраненное для истории

Мезальянс реальности, мистерии и здравого смысла. Многожанровый, с чертами острой сатирической комедии, местами ударяющейся в водевиль, упирающейся в стены жестокой и едкой, но милой и необычайно насыщенной светом, тьмою и цветом - реальности, показанной в форме трюкаческой буффонады в стихах, да еще и с элементами драмы. Когда реально цепляет и щемит.

Если “Окно в Париж “ был лирической комедийной фантасмагорией “прозы жизни и надежды”, то “Не думай про белых обезьян” стал, своего рода, ее смысловым продолжением, реальной жизненной галлюцинацией, “поэзией абсурда” с характерными и узнаваемыми ситуациями, типажами, чертами времени и быта его героев, живущих как бы в трех измерениях: на крыше, в подвале и… между ними.

Соединив, казалось бы, невозможное и невероятное - повествование в духе приключений осовремененного “Евгений Онегина”, с мотивами из “Гамлета” и “Короля Лир”, фильм смотрится легко, на одном дыхании. Мастерски смонтированный, не теряющий темпа от начала и до конца он затягивает не только игрой актеров, но и деталями, со вкусом подобранными режиссером. И еще, это фильм не только про: “Быть или Не быть”, но и про то, каким быть, с кем, кого любить, выбирать, как выбраться из одиночества и в какой кампании можно почувствовать себя своим.

Это - фильм про “городских сумасшедших”: “алкоголического художника” Гену (известный питерский киноактер А.Девотченко), натурщицу Дашу (К.Ксеньева, кстати - дочь Ю.Мамина сыграла очень лирично и в то же самое время откровенно, пластично, да еще и спела) и стоически бессловесного “монаха” Ху-Пуня, оказывающегося б.актером, сыгравшим Ганди, мастером боевых искусств (А.Либабов, мим из театра “Лицедеи”, заговоривший в кино только в сериале “Литейный”), с которыми сталкивается герой-Халдей (второе смысловое название, объясняющее типаж героя) по имени Вова (актер М.Тарабукин, отметившейся в “Солдатах”, мастерски перевоплотился в “лакея” - быстрого, наглого невежду, но и у лакея есть муки сердца, даже под панцирем), и в котором сложно не увидеть портретного сходства с молодым Р.Абрамовичем.

Это - фильм про поколение граждан, живущих обыденной жизнью, пытающихся приспособиться к ней, добиться своего счастья, и по-разному видящих процесс, цель и результат, от мещан и торгашей до “других”, людей творческих, много и немного не в себе. Как это всегда бывает в фильмах Ю.Мамина - фильм-шкатулка, хлесткий с подтекстом, с безумной иронией и едкой сатирой над окружающими нравами. С неожиданными диалогами - разговорными стихами от В.Лейкина. С безупречно подобранными костюмами, интерьерами, масками, динамичным сюжетом, музыкой, которая в одной мелодии умудряется скользить дивертисментами: от вагнеровских валькирий до штраусовских вальсов, от рока до русской классики.

Это - фильм, который поднимает настроение так, что, даже опуская и прикладывая зрителя “фэйсом о тэйбл”, автор не растаптывает и не унижает героев, не строит иллюзий, надежд и веры. От состояния веселого шабаша при виде сбежавших из психушки, появляющихся через крышу странных поначалу существ до вида и поступков самого Вовы, б.официанта, халдея, которому жребий подарил возможность не только построить свое дело, но и столкнуться с миром и философией, которая ему непонятна, чужда и пугает и т.д. От трагикомических ситуаций и трюков - голова идет кругом, энергично бросая зрителя из огня да в полымя, от смеха сквозь слезы до слез сквозь смех, заставляя горько и иронично задуматься над финалом. И игра актеров этому способствует!

Это - фильм-Чистилище, сродни дантевскому, где все мечутся как между “молотом и наковальней”, в гротескном карнавале реальных ситуаций, снов и фантазий, где задуманное кафе “Райский уголок”превращается в трактир “Преисподняя”, поднимая героя из затхлого адского погребка на Крышу, к небу. Туда, откуда на его беду к нему спускаются те, кто испортил всю его жизнь. Эх, а всего-то на всего, хотел хорошо жить, и все было при нем: любовница-секси-красавица-блондинка, ее отец, тот еще козлик, - “оборотистый новорусский купчина с деньгами”, мастерски сыгранный также питерским актером В.Смирновым с соответствующим менталитетом и харизмой (имхо - лучшая роль второго плана, на Нику).

Это - фильм-притча, когда, однажды услышав восточную мудрость про белых обезьян, ты уже не сможешь не задумываться, зачем оно тебе нужно, какую роль играет в твоей судьбе, совершая или не совершая поступки, о которых жалеешь или переступаешь через них смело, или сквозь боль, пройдя через эйфорию, экстаз, предательство и соблазны. Фильм после почти уже завершившейся хэппи-эндом истории, продолжается, обманывая зрителя еще раз - фальш-концом - встречей героев на Крыше, чтобы расставить реальные акценты в финале, поставив скорее многоточие, но завершив историю… Ах, эти питерские крыши, которые становятся постоянными действующими лицами фильмов Ю.Мамина.

Говорят, что всякий режиссер снимает один и тот же фильм, исследуя важные для себя проблемы, коллизии и ситуации. Вопрос - про что же будет следующий фильм Ю.Мамина?! А посмотреть - очень бы хотелось, тем более, что его картины отражают нерв времени, сатирически, скептически, саркастически, иронически, обнажая его сущность, в развитии. А редко, кто сейчас снимает не пафосное кино, не ужастик, не рыхлую мелодраму и не сериал. Да еще разговорно-поэтическую : )

Вот и в “Обезьянах” есть маленькая сценка, - эпизод в ночи, где встречаются “как бы” авторы истории - “сценарист и режиссер”, в исполнении О.Басилашвили и С.Юрского. Один из них переписывает концовку - как жизнь истории, а другой?! Недоговоренность удаляющихся в темень. Все это, сродни воландовскому появлению в “Мастере и Маргарите” также будоражит интерес, - неспешный, но жгучий: что дальше, как и к маминовскому стилю в кино - насыщенному, ритмичному, трагикомедийному, остросатирическому с лирическим уклоном, с вниманием относящемуся к оживающим деталям и актерам, погруженным то ли в сон, то ли в забытье, то в ли фантазию, то ли в “Бессонницу”, сродни прекрасной одноименной песне, звучащей в фильме: “Не думай про белых обезьян”. Получается с трудом. Потому, что кино получилось!

P.S. …

Название отсылает к старой притче, в которой к буддисту-отшельнику приходит молодой странствующий монах с просьбой открыть ему “третий глаз”. "Нет ничего проще, ступай к себе и постарайся не думать про белых обезьян". Но теперь, услышав про них, монах ни о чем другом думать и не может! А смысл легенды как раз и состоит в том, что, только перестав думать о белых обезьянах, можно открыть в себе “третий глаз”…

Обсуждение в сообществе ru_kino :
( http://community.livejournal.com/ru_kino/5619972.html)

комедия, драма, история, кино, не думай про белых обезьян, трагедия, ценности, герои нашего времечка, культура, фарс, общество

Previous post Next post
Up