Тайна "Вишневого сада" и Колокольного звона. От комедии прошлого к антиутопии будущего.

Jan 30, 2009 10:37

"...И тонкий звон на звоннице смеется.
Белю в саду владимирские вишни,
Ручной скворец с плечей моих порхает...
И мир, и благодать в дыханьи тихом,
Хотя уже вишневый сад запродан
Со мною вместе и со всем народом.
И снова поминают русских лихом..."
(Н.Карташева, “Вишневый сад”, отрывок)

1904 год. В Московском Художественном театре состоялась премьера чеховского "Вишневого сада". Гаева играл Константин Станиславский, а Раневскую - Ольга Книппер-Чехова, актриса, супруга писателя. Последняя пьеса А.Чехова, поставленная в Москве накануне первой русской революции.

Сегодня исполняется 105 лет со дня первой постановки "Вишневого сада" А.Чехова. Листая календари, порой, замечаешь, каким же все-таки закольцованным выглядит сюжет Жизни, Любви, Театра, Кино, Песни...

Драма гоняется за Комедией, Комедия - за Трагедией, Трагедия - за Драмой, - не иначе как "Три сестры" на пепелище "Вишневого сада" устроили "любовный треугольник" с полыми стенами и искривленными в пространстве углами.

Позитивисткий подход давно почил в бозе, а многие все еще думают, что жизнь будет становиться все лучше. Забываем историю, а надо бы кое-что помнить, и для острастки, и для памяти, и для передачи потомкам. Сегодня поразительным образом совпали две краеугольные даты: начала и конца или конца начала, с продолжением, играя смыслами.

30 января - День колокольного звона. Согласно легенде, именно 30 января 1487 года на Руси было положено начало одной из самых красивых православных традиций - устраивать малиновый перезвон колоколов звонарями... А уже 30 января 1930 года в Москве колокольный звон был запрещен Президиумом Мособлисполкома и Моссоветом... по "массовым требованиям трудящихся". 500 лет прошло и вот так, круто, как отрезали.

Что характерно, - и верующие, и ученые подтверждают, что колокола обладают исцеляющей силой, а колокольный звон уничтожает болезнетворные бактерии. Но разве тем, кто уничтожал церкви и сбрасывал колокола, было до этого дело?! Строили новую жизнь, как теперь. А вышло?!

Выдающийся русский композитор Рахманинов, уехавший из России осенью 1917 года запомнился в т.ч. и симфонией для хора и оркестра "Колокола". Ему удалось вписать в колокольное пение в образы четырех этапов человеческой жизни, как стихию четырех характеров колокольного звона: серебряного, золотого, медного и железного. Точно подмечено, как уходящая натура, рождающаяся, переживающай свой "золотой век" и тихо тускнеющая с бременем лет.

Сейчас все кричат: КРИЗИС - мировой, финансовый, эпохальный, максимум, вспоминая о "Великой депрессии ХХ в.", а ведь такое у нас уже было, в России, с пра-пра-дедушками и пра-пра-бабушками. Конец XIX- нач. ХХ в., Москва уже содрогалась от зловещих слухов, рева толпы на Ходынке, разгоравшегося марева жестокого и бессмысленного терроризма, волна КРИЗИСА прокатилась по России уже тогда... Только творческая реакция и осмысления были на порядок выше.

Есть версия, согласно которой, знакомство через Шаляпина и встречи Рахманинова с Чеховым, работавшим в это время над замыслом "Вишневого сада", совпавшие с гастролями МХТ в Ялте, подсказали писателю некоторые не то, чтобы ходы, но многоликость историй "бесконфликтной драмы", очень точно названной комедией. Рахманинов пережил потерю своего родительского имения, вместе с тенистым парком, когда туда пришли деловитые мужички с топорами и пилами.

К 1904 году КРИЗИС в России только усугубляется. "Тихая гавань" золотых “тучных лет” Романовых взрывается массовыми драками на Трубной и на Хитровке, грабежами в переулках, ломбардах, стачками рабочих на заводах, а террористы с бомбами в саквояжах, наводят страх и неуверенность на людей (см. "Гибель империи" и др.). Ну, не следили тогда за курсом доллара и евро, а так, похоже на сейчас, или мы только к этому движемся?! Начинается война с Японией, за контроль над Маньчжурией и Кореей, где русские увязают, осада Порт - Артура...

И 30 января (по н.с.) 1904 года (17 по старому), приуроченный ко дню рождения Чехова, МХТ ставит "Вишневый сад", и в тот же год Россия прощается с великим писателем. В главных ролях Станиславский и... Ольга Книппер-Чехова, жена Антона Павловича, тетка знаменитой "авантюристки", актрисы и ведущей кинофройлян нацистской Германии - Ольги Чеховой, якобы по неподтвержденным данным, сотрудничавшей с советской разведкой, общавшейся как с лидерами Рейха, так и со сталинской верхушкой.

Как сказали бы, в полюбившемся и отсматриваемым мною еженедельно по ТВ-3 документальном сериале "Городские легенды" - "мистически пути расходятся, чтобы сойтись воедино". Если бы я был режиссером, то поставил картину или сериал, - потому что более интересной, яркой и драматической истории вокруг "Вишневого сада", в которой переплелись судьбы многих выдающихся героев и героинь нашей страны не сыскать. Но не снимают у нас фильмов о Тургеневе (сценарий и съемки с О.Янковским в главной роли "похоронены" С.Соловьевым из-за КРИЗИСА), ни о Чехове, ни об актрисах Ольгах Чеховых, а жаль. Есть, где развернуться. Пусть уж лучше затронут, чем не ворошат прошлое вообще, пугая новыми драмами с пустыми сюжетами о похождениях ментов, фсбшников или бандитов, наркоманов, воров и проституток с лакшери вилладж.

Кстати, перипетии судьбы и удивительной жизни, творческой и личной любимой тети и обожаемой племянницы, О.Книппер-Чеховой и О.Чеховой представлены В.Вульфом, по ссылочкам:

( http://m-llekolombina.livejournal.com/99591.html)
(об Ольге Книппер-Чеховой, русской, советской актрисе)

(www.liveinternet.ru/users/1975871/post69187719)
(об Ольге Чеховой, кинозвезде Германии, в т.ч. Третьего Рейха)

(http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=12)
(о С.Рахманинове, русском композиторе, закончившем свой век в США)

"Вишневый сад" ставили ВСЕ и по много раз - у нас и за границей. А я выделю столь "нелюбимый" мною театр "Современник" Г.Волчек. Не любимый, в отличие от любимого "ЛЕНКОМа" М.Захарова и частично МХТ с РАМТом - за подчеркнутую "волчековскую" отстраненность, внесоциальную и вневременную позицию, апатичность, отсутствие реакции на вызовы современности и сервильность власти, спрятавшись за "чистое искусство". "Вишневый сад", - любимая мною пьеса А.Чехова, - как раз остро-социльно-политическая, - да без видимого "драматического конфликта", но с невероятной "драматургической истерикой", будоражащей привыкших к прошлой жизни (застою), желающих сохранить все как есть, не "смотреть правде в глаза" - нынешней.

Пожалуй, имхо, это самый "нетипичный", скорее "атипичный" спектакль для Современника, за что и люблю - актеров и не очень - режиссера Г.Волчек, не сумевшую, даже здесь, как мне кажется, до конца осмыслить и передать "драматизм" пьесы, сосредоточившись на водевильных интонациях и псевдолегкости происходящего. Но, за органично подобранные роли и отдельные мизансцены - большое спасибо, и за блистательную Марину Неелову (Раневскую), и за Сергея Гармаша (Лопахина), и за Валентина Гафта (Фирса), и за Елену Яковлеву (Варю), и за Аванграда Леонтьева (Епиходова). Это много лучше, чем увидеть Р.Литвинову в МХТ. Как и утверждение, что “лопахинский топор сильнее любви” - тоже спорно.

P.S. ...

Вскоре после премьеры спектакля "Вишневый сад", в 1904 году А.Чехов возвращается в Ялту, уже больной, потом снова в Москву, и опять заграницу, где направляюсь на лечение на курорт для легочных больных умирает. Есть легенда о последнем выпитом перед смертью бокале шампанского ("давно я не пил шампанского"), со словами "Ich sterbe" - "я умираю", испив чашу до дна, он лег на бок - и, едва жена успела повернуться к нему, уже не дышал. Для О.Книппер-Чеховой пьеса "Вишневый сад" стала одной из любимейших, для актрисы и жены писателя, пережившей почти всех своих друзей и партнеров по жизни и на сцене. Вот трагедия одиночества, нескладности бытия, тревог, очарований и разочарований, сродни ее героине.

Дальше был 1905 год: нарастание КРИЗИСа расстрел январской демонстрации в Петербурге ("кровавое воскресение"), сдача Порт - Артура, гибель русской эскадры при Цусиме, вместе с поражением под Мукденом, где разбита Манчжурская армия. В столицах - террор, казаки (современный ОМОН из других городов), перестрелки, плач и траур, неспокойно. А неподалеку, в богатых некогда имениях пылают дворянские усадьбы помещиков, разоряют магазины, склады и т.д.. Ах да, про восстание, на броненосце "Потемкине" чуть не забыли, всуе. Ничего не напоминает сценарий?!

Сейчас идет 2009 год: снова КРИЗИС, а как подумаешь, как посчитаешь, прикинешь, сравнишь. События-то схожи, очень! Николаевская Россия до 1905 года и, оправившись от первой русской революции, после, уже к 1913 году тоже считала себя буйно-великой, русские черносотенцы, как ныне ультро националисты, фашисты и нацисты чувствовали себя вольготно, патриотизм зашкаливало и никаких катастроф Россия Николая II тогда не ждала, а что вышло, после тех “тучных лет”? Поступательного движения не было и нет, а КРИЗИСам Россия не готова. Разве только ЖЖ и Интернета не было. Только - не надо во всем винить первую мировую, большевиков и японцев, как сегодня - винят “оранжевые революции”, американцев и "несогласных". По сути, происходит тоже. И владельцев домов с Рублевки, и модных бутиков, и ресторанов, и крупных холдингов, и олигархов, и средний бизнес подозреваю, скоро ждет та же участь. Историю не учат, а зря. Корни российского КРИЗИСа оттуда растут, прямые, а не только из-за океана и острова Буяна, куда кого-то уже выслали, кто-то уехал сам. Теперь, преимущественно в Англию, так как "с Темзы выдачи нет", как когда-то с Дона.

Какой там Чичваркин, какая "Евросеть", какой Потанин, Прохоров, Дерипаска, Вексельбрег, Мамут, Абрамович и иже с ними, всяко-разно-заразно "Норильский никель", "Северсталь" и т.д., чтоб им пусто было. Какие "локомотивы российской экономики и автопром - металлолом" -"путинская лохономика" загнулась и судьба ее - как судьба чеховского "Вишневого сада" печальна, не дай бог, повторить финальные аккорды судьбы России Николая II уже при Д.Медведеве.

"Русский брейк-данс на американский лад" - You`re in the army now...
военные танцульки-танцуют, разминаются перед
"ДНЕМ НЕСОГЛАСНЫХ" 31 января 2009 г.

image Click to view



Адрес ролика:
(http://www.youtube.com/watch?v=KoQb8vb4blA&eurl)

Акции СОГЛАСНЫХ и НЕСОГЛАСНЫХ: митинги, пикеты, шествия и т.д. пройдут более чем в 30 городах России. 31 января, МОСКВА: 12.00 - митинг на Манежной площади - («Единая Россия»); 12.30 - митинг на Триумфальной площади (КПРФ); 14.00 - пикет в Новопушкинском сквере (Федерация автовладельцев); 13.45 - сбор "Обороны" в метро "Улица 1905 года"; 14.00 - сбор нацболов на Триумфальной площади; 14.00 - митинг на площади Краснопресненской заставы (Союз советских офицеров); 16.00 - митинг на Чистопрудном бульваре у памятника Грибоедову (ТИГР).

Подробнее об акциях по городам и весям - здесь
(http://varfolomeev-v.livejournal.com/73478.html#cutid1)

N.B. ...

- Мама, ты плачешь? Милая, добрая, хорошая моя мама, моя прекрасная, я люблю тебя... я благословляю тебя. Вишневый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа... Пойдем со мной, пойдем, милая, отсюда, пойдем!.. Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама!"

- Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь..."
(А.Чехов "Вишневый сад").

Но это будет уже в Другой России…
Как и Малиновый звон колоколов или Набат в Колокол!

Москва, комедия, классика, кризис, политика, цитаты, театр, женщины, личности, Россия, общество, марш несогласных, юбилеи, история, драма, Чехов, предсказание, мужчины, судьба

Previous post Next post
Up