Мы живем в сумасшедшем мире, на разных полюсах. В то время как в России вспоминают о трагических событиях в Беслане, а в США скандалят из-за беременности несовершеннолетней дочери "Барракуды" (б.мисс и губернатора Аляски, кандидатши в вице-президенты от республиканской партии), в истории разделенных разрывом дипломатических отношений и post-войной народов Грузии и России ожидается знаменательное событие, юбилей!
180 лет тому назад, вечером 3 сентября (22 августа по ст.стилю) 1828 года в тифлисском Сионском соборе состоялось венчание 33-летнего статского советника Александра Грибоедова и грузинской 15-летней княжны Нины Чавчавадзе, дочери друга Грибоедова, поэта, князя Александра Чавчавадзе.
Иерей записал в церковной книге: "Полномочный министр в Персии Его императорского Величества статский советник и Кавалер Александр Сергеевич Грибоедов вступил в законный брак с девицею Ниною, дочерью князя Александра Чавчавадзева" Накануне у Грибоедов был приступ лихорадки, и рецидив случился во время венчания - из дрожавшей руки выпало обручальное кольцо. Несколько месяцев спустя он был зверски убит в Тегеране. Жена пережила мужа почти на 30 лет, и больше не вышла замуж.
- Как это случилось? Где я, что и с кем? "Будем век жить, не умрем никогда!" - Слышите? Это жена мне сейчас сказала, ни к чему, - доказательство, что ей шестнадцатый год. Но мне простительно ли, после стольких опытов, стольких размышлений, вновь броситься в новую жизнь, предаваться на произвол случайностей и все далее от успокоения души и рассудка. А независимость, которой я был такой страстный любитель, исчезла, может быть, навсегда, и как ни мило, как ни утешительно делить все с милым, воздушным созданием, но это теперь так светло и отрадно, а впереди так темно, неопределенно!
Бросьте вашего Троспера и Куперову "Prairie", - мой роман живой у вас перед глазами и во сто крат занимательнее; главное в нем лицо - друг ваш, неизменный в своих чувствах, но в быту, в роде жизни, в различных похождениях не похож на себя прежнего, на прошлогоднего, на вчерашнего даже; с каждою луною со мною сбывается что-нибудь, о чем не думал, не гадал".
(из письма А.Грибоедова своей приятельнице В.С.Миклашевич)
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ...
Грибоедов о светских женщинах:
под катом...
- Женщина есть мужчина-ребенок, писал Грибоедов, повторяя за Байроном: "Дайте им пряник да зеркало - и они будут совершенно довольны". "Чему от них можно научиться? - говаривал он. - Они не могут быть ни просвещенны без педантизма, ни чувствительны без жеманства. Рассудительность их сходит в недостойную расчетливость и самая чистота нравов - в нетерпимость и ханжество. Они чувствуют живо, но не глубоко. Судят остроумно, только без основания, и, быстро схватывая подробности, едва ли могут постичь, обнять целое. Есть исключения, зато они редки; и какой дорогой ценой, какой потерею времени должно покупать приближение к этим феноменам!
Словом, женщины сносны и занимательны только для влюбленных. Они предназначены самой природою для мелочей домашней жизни, равно по силам телесным, как и умственным. Надобно, чтоб они жили больше для мужей и детей своих, чем невестились и ребячились для света. Если б мельница дел общественных меньше вертелась от вееров, дела шли бы прямее и единообразнее; места не доставались бы по прихотям и связям родственным или меценатов в чепчиках, всегда готовых увлекаться наружностью лиц и вещей; покой браков был бы прочнее, а дети умнее и здоровее. Сохрани меня Бог, чтоб я желал лишить девиц воспитания, напротив, заключив их в кругу теснейшем, я бы желал дать им познания о вещах гораздо основательнее нынешних".
(
http://www.ssga.ru/erudites_info/peoples/griboedov/part06.html)
При таких взглядах на женщин как нельзя более естественно, что Грибоедов предпочел в качестве своей суженой женщину Востока светским жеманницам, черты которых узнаевамы в Софье Фамусовой.
А начиналось все... так трогательно и романтично!
Уже была написана Грибоедовым "Горе от ума", при его участии подписан Туркманчайский трактат, который должен был обеспечивать нейтралитет Персии (шла очередная русско-турецкая война), уже были многочисленные, если верить слухам, и разочаровавшие Грибоедова в светских львицах романы; была даже дуэль, на которой ему прострелили руку, а тут еще и назначение императором послом в Тегеран, казалось, верх карьеры, но знакомство с молодой грузинской девушкой, выросшей у него на глазах, перевернуло всю его жизнь.
Переведенный из Персии в Тифлис, Грибоедов знакомится с домом Чавчавадзе, князем Александром, поэтом, переводчиком, прекрасным толмачем между русскими и грузинами, у которого всегда собирались пышные застолья, который вслед за его отцом Гарсеваном, наладившим тесные политические связи, создал ауру одного из "культурных центров" притяжения светских кругов, военных и интеллигенции народов. На глазах Грибоедова росла и воспитывалась старшая дочь князя Чавчавадзе, Нино, для которой он стал для начала учителем по фортепиано, которого она не привыкла чувствовать чужим, не стеснялась с ним в детских разговоров, обнаруживая, по признаниям самого Грибоедова, все прекрасные качества своего характера и свои способности. И не могла своей искренностью, добротой, отзывчивостью не вызвать сильного чувства, любви, присущего человеку, вступавшему в возраст зрелости.
Грибоедов о Нино (Нине)
- Она была в полном смысле слова красавица: стройная, грациозная брюнетка, с чрезвычайно приятными и правильными чертами лица, с темно-карими глазами, очаровывающими всех добротою и кротостью. Грибоедов сравнивал ее с картиной Мадонны Мурильо в Эрмитаже.
- Я обедал у старой моей приятельницы Ахвердовой, за столом сидел против Нины Чавчавадзевой... Все на нее глядел, задумался, сердце забилось, не знаю, беспокойства ли другого рода, по службе, или что другое, придало мне решительность необычайную, выходя из-за стола, я взял ее за руку и сказал ей: "Пойдемте со мной, мне нужно что-то сказать. Она меня послушалась, верно, думала, что я усажу ее за фортепьяно, вышло не то... Мы взошли в комнату, щеки у меня разгорелись, дыханье занялось, я не помню, что я начал ей бормотать, и все живее и живее, она заплакала, засмеялась, я поцеловал ее... нас благословили, я повис у нее на губах, во всю ночь и весь день".
(из письма Грибоедова Булгарину)
В императорской России существовали варварские, дикие порядки: всякий чиновник и военнослужащий высокого ранга не могли вступить в брак без дозволения начальства! Жених в царской кабале обязан был подать рапорт, где указать а) причины и обстоятельства знакомства и брака (!); б) вероисповедание невесты - чтоб не басурманка (!!); чины, титулы, а иногда и имения ее родителей - приданое для госказны?! (!!!). После высочайшего соизволения и утверждения свадьбы, ее имя и происхождение... заносились в послужной список мужа! Но страстно и пылко влюбленный Грибоедов преодолел их, и, уже месяц спустя, стремительно вернувшись в Тбилиси, сделал предложение Нине Александровне Чавчавадзе! И, пренебрегая бюрократическими канцеляризмами, воспользовавшись "особенностями военного времени" и помощью графа Паскевича, уже спасавшего его однажды от наказания делу декабристов, женатого на троюрдной сестре Грибоедова (ау, бразильские сериалы!) получил разрешение на брак, минуя высшие чины и главу МИД Нессельроде. Безумец, если бы он знал тогда, чем дело кончится! Может быть, не будь этой спешки, и скорого отъезда в Тегеран и остался жив, впрочем... История не терпит сослагательного наклонения!
Об этом можно было бы снимать целый психологический триллер, с элеменатами мелодрамы: столько сюжетных линий и перипетий, столько персонажей, с захватывающей романтической love-story и трагической развязкой - гибелью успешного драматурга и дипломата от рук фанатиков, и потерей ребенка его молодой женой, так и не дождавшейся мужа. Чем не сценарий для фильма о российско-грузинских судьбах, а не о вражде, которую пытаются насадить сейчас пропагандой с обеих сторон! Когда-то даже Н.Михалков задумывал снять фильм о судьбе Грибоедова, но не сложилось, может и к лучшему. Но как же сейчас необходим такой фильм! Ау, режиссеры!
ИЗ ПОСЛЕДНЕГО ПИСЬМА А.ГРИБОЕДОВА - ЖЕНЕ...
Казбин, 24-го декабря. Сочельник, 1828 г.
(ДО БОЛИ ТРОГАТЕЛЬНО... ДО СЛЕЗ...)
под катом полный вариант...
- Душенька. Завтра мы отправляемся в Тейран, до которого отсюда четыре дни езды. Вчера я к тебе писал с нашим одним подданным, но потом расчел, что он не доедет до тебя прежде двенадцати дней, так же к M-me Macdonald, вы вместе получите мои конверты. Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить. Прежде расставался со многими, к которым тоже крепко был привязан, но день, два, неделя, и тоска исчезала, теперь чем далее от тебя, тем хуже. Потерпим еще несколько, Ангел мой, и будем молиться Богу, чтобы нам после того никогда боле не разлучаться...
Вчера меня угощал здешний Визирь, Мирза Неби, брат его женился на дочери здешнего Шахзады, и свадебный пир продолжается четырнадцать дней… Однако, душка, свадьба наша была веселее, хотя ты не Шахзадинская дочь, и я незнатный человек. Помнишь, друг мой неоценённый, как я за тебя сватался, без посредников, тут не было третьего. Помнишь, как я тебя в первый раз поцеловал, скоро и искренно мы с тобой сошлись, и на веки. Помнишь первый вечер, как маменька твоя и бабушка и Прасковья Николаевна сидели на крыльце, а мы с тобою в глубине окошка, как я тебя прижимал, а ты, душка, раскраснелась, я учил тебя, как надобно целоваться крепче и крепче. А как я потом воротился из лагеря, заболел, и ты у меня бывала. Душка!..
- Прощай, Ниночка, Ангельчик мой. Теперь 9 часов вечера, ты, верно, спать ложишься, а у меня уже пятая ночь, как вовсе бессонница. Доктор говорит от кофею. А я думаю совсем от другой причины. Прощай, бесценный друг мой еще раз, поклонись Агалобеку, Монтису и прочим. Целую тебя в губки, в грудку, ручки, ножки и всю тебя от головы до ног.
Грустно весь твой А. Гр.
Завтра Рождество, поздравляю тебя, миленькая моя, душка. Я виноват (сам виноват и телом), что ты большой этот праздник проводишь так скучно, в Тифлисе ты бы веселилась. Прощай, мои все тебе кланяются".
ЛИТЕРАТУРА И ФОТО ПАМЯТНИКА НАДГРОБИЯ (под катом)
А.Кравченко, Ю.Яковлев. "Женитьба Грибоедова",
"Еженедельник Алфавит" No.4, 2000 г.
Тверской областной еженедельник "Караван+Я",
"Шестнадцатилетняя вдова"
(
http://www.karavan.tver.ru/html/n402/article12.php3)
Ираклий Адронников. Тетрадь Василия Завелейского
(
http://www.bibliotekar.ru/Prometey-5/13.htm)
Грузия. Фото, в т. ч. Старого Тбилисси, Крепостной стены,
Пантеона великих людей и памятника Грибоедову -
"Скорбящая жена"
(
http://venividi.ru/node/4755)
"Портет неизвестной"
(
http://www.antiq.info/news/news_and_announcements/8957.html)
Пиксанов. Грибедов. Биографический очерк
(
http://feb-web.ru/feb/griboed/texts/piks1/biogr_11.htm)
Юрий Тынянов. "Смерть Визир-Мухтара"
Сергей Чилая. "Екатерина Чавчавадзе”
Памятник “Скорбящая вдова” в Грузии в Пантеоне великих и надгробная доска…
P.S. ...
"В этой трагедии было столько "романтического"! И отвергнутый сиятельный обожатель, и упавшее кольцо, и солнце в знаке Скорпиона, и опознание по раненной на дуэли руке, и юная вдова в черном, и подземный ход!.. И даже, как положено, бриллиант - цена крови, огромный таинственный алмаз в 240 каратов, камень Великих Моголов, который в качестве извинения за убийство посланника отправил царю Николаю персидский шах. Но лучше, если бы все это стало сюжетом захватывающей книги, а не реальной историей двух любящих сердец..."
Отсюда N.B. ...
А теперь, спустя 180 лет, Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией... с 3 сентября, роковая дата! Грузинские дипломаты готовятся покинуть Россию, президент Медведев заявляет, что Россия больше не рассматривает Саакашвили как легитимного лидера Грузии, считая его "политическим трупом", призывая американцев пересмотреть отношения к власти в Грузии, а из Европы грозят санкциями и призывом отмены Олимпиады в Сочи-2014. Закрываются посольства, прекращается выдача виз. Поздно пить "Боржоми", дамы и господа! Стыдно! С такой историей и так расставаться! Надолго ли, по крайней мере, официально?!
"Вот опять весенние проталины,
птицы застучатся на постой.
Манит мир сияющими далями,
а встречает черной пустотой.
Сколько раз воспоминанья вышили
свой узор на прожитых витках.
Не согреет плечики застывшие
памяти изношенная ткань.
Не излечат душу сострадания.
Маскарадный Шут и Домино,
несмотря на все свои старания,
не зажгут улыбки у Нино".
(НИНО... Б. Лучков)