Оригинал взят у
efimera в
Есть ли у вашего ребенка альфа-комплекс? Некоторое время назад я задала вопрос на эту тему в этом сообществе, и Ольга Писарик ответила мне ссылкой на статью Ньюфилда.
Так вот, не прошло и полугода, и "папы этого ответ помещаю в книжке" :)
В смысле, выкладываю перевод статьи.
Оригинал тут
http://www.neufeldinstitute.com/blog/2012/03/does-your-child-have-an-alpha-complex/Я переводчик непрофессиональный, а у Ньюфилда такая своеобразная манера говорить :). Но я старалась, хоть и статья на английском по-прежнему воспринимается проще чем на русском.
Может быть кому-нибудь будет интересно.
Что такое альфа-комплекс? Начнем с того, что у альфа-комплекса много лиц. Некоторые альфа-дети проявляются как властные и директивные, доминирующие и все контролирующие, вынужденные взять на себя ответственность. Они чувствуют себя наиболее комфортно, когда руководят и раздают указания. Другие альфа-дети как курица-наседка склонны заботиться о других, особенно слабых, униженных и оскорбленных. Еще одно из проявлений альфа-комплекса - стремление быть первым, лучшим, наиболее информированным. Следующее лицо альфы характеризуется стремлением к доминированию, используя слабости и уязвимости других. Проявления альфа-комплекса многочисленны и разнообразны, но я убедился, что в их основе, по существу, одни и те же базовые инстинкты. Ввиду отсутствия общепризнанного термина, в дальнейшем я буду именовать их альфа-инстинктами.
Прежде чем я объясню откуда появляется альфа-комплекс, я хотел бы рассказать предысторию моего открытия этого феномена. Когда у меня впервые начал складываться пазл теории привязанности, я пришел к осознанию, что условием воспитания детей должна быть их привязанность к взрослым, ответственным за них. Осознав это, я также начал понимать, что все больше детей вращаются в кругу сверстников, а не своих родителей и учителей. Я назвал этот удивительный феномен нарушения привязанности "ориентация на сверстников". Меня так обеспокоило то, что происходит, что я написал об этом книгу "Не упускайте своих детей" (Hold On To Your Kids). Многие родители и учителя говорили мне, что как только они замечали эту тенденцию, проблема становилась очевидной. Но кто-то должен был объяснить это явление первым.
Итак, как формируется альфа-комплекс? Повторю еще раз, во время складывания пазла "теории привязанности", для меня стало очевидным, что приоритетной задачей привязанности является забота. Имея это в виду, при ближайшем рассмотрении, к своему удивлению я обнаружил, что все инстинкты привязанности можно разделить на два больших направления. Я назвал эти направления альфа-режим и режим зависимости. Когда дело касается привязанности, только так мы можем, так сказать, подходить друг другу (успешно взаимодействовать). Когда мы взаимодействуем друг с другом одновременно изходя из наших альфа-инстинктов (или, если это важно, даже если мы взаимодействуем друг с другом исходя из инстинктов зависимости) мы конкурируем, а не дополняем друг друга. Представьте, что вы собрались со своим супругом или супругой на прогулку или прокатиться на автомобиле. Если оба будут лидирами, или оба ведомыми, процесс может зайти в тупик.
Задача альфа-инстинктов - давать заботу и уход. Задача инстинктов зависимости - искать и выражать готовность к тому, что бы о нем заботились. Один набор инстинктов предполагается как ответ на другой. Обеспечивающий (дающий) самореализуется, когда от него зависят, ищущий - когда его обеспечивают.
Чтобы понять, как это работает, представим пару близнецов. Несмотря на одинаковый возраст, генетику и большинство условий воспитания, когда они привяжутся друг к другу, природа должна пробудить инстинкты зависимости в одном и альфа-инстинкты в другом. Так как это направлено на то, чтобы близницы подходили друг к другу, один из близнецов, как правило, разовьет в себе альфа-личность, а другой зависимую. Эти черты характера могут остаться с ними на всю жизнь. В идеале, отношения двух "равных" людей, которые сошлись вместе, должны быть скорее возвратными, чем иерархическими. Когда это происходит, выявленные нужды одного приводят в действия альфа-инстинкты другого и наоборот. Альфа-инстинкты и инстинкты зависимости изменчивы и зависят от обстоятельств. В действительности, мы все сталкиваемся с этими явлениями при общении друг с другом. У нас с моей женой у обоих есть альфа-комплекс и мы оба могли бы написать об этом книгу (но, как вам теперь должно быть понятно, мы не можем написать эту книгу вместе).
С альфа-инстинктами могут возникнуть три основные проблемы. Прежде всего эти инстинкты могут "застрять", что приводит к тому, о чем я говорил выше как об альфа-комплексе. Если у ребенка или взрослого человека есть альфа-комплекс, альфа-инстинкты становятся больше чертой характера, чем следствием обстоятельств, которые должны эти инстинкты приводить в действие. Таким образом, мы получаем детей, которые гораздо более склонны отдавать приказы, чем выполнять их, являются лидерами, а не ведомыми, чаще раздают указания, а не ищут помощи, берут ответственность на себя, а не ищут ответственного. Но такие дети могут быть и невороятно заботливы, со слабыми, ранимыми, нуждающимися.
Вторая проблема появляется, когда альфа-интстинкты активируются вне контекста заботы о ком-то. В этом случае, эти мощные альфа-инстинкты более не служат их изначальной цели - заботиться о других. Наиболее вероятно, это случится в ситуации, когда альфа-инстинкты не соответствуют роли в отношениях. Например, дети должны зависеть от родителей, а не брать на себя ответственность за них. Также, альфа-дети будут взаимодествовать со многими людьми, к которым они не привязаны. В этом случае альфа-комплекс может проявляться в нарциссизме. Таким детям необходимо всегда выигрывать, быть лучшими во всем, быть в курсе всего. Их альфа-инстинкты используются для того чтобы заботиться о себе, вместо того чтобы заботиться о других.
Третья проблема возникает, когда ребенок или взрослый с альфа-комплексом защищается от чувств заботы и ответственности. В этом случае, альфа-инстинкты искажаются. Они все еще приводятся в действие, когда считывают сигналы о слабости или уязвимости, но теперь не с целью заботы о других, а для того, чтобы использовать уязвимость для установления своего превосходства. Это характерный признак развития булли. Явный признак этого побега от уязвимости - это избегание обсуждений в уязвленном ключе того, что беспокоит, утверждения о безразличии, (например: "мне все равно", "это неважно", "как угодно"), и отсутствие разговоров об уязвимых чувствах (например, задетых чувствах, чувствах боли, обиды, чувстве страха, и таких простых чувствах как тоска и одиночество). Я имел дело с тюрьмами, полными таких булли, по обеим сторонам тюремной решетки, но сейчас наши школы и офисы также заполняются булли с тяжелейшими альфа-комплексами. Я исследую это коварное явление в моем видео-курсе - "Буули: формирование и уничтожение" (Bullies: their making and unmaking).
Как только альфа-комплекс стал мне более понятен, стали понятней и последствия попыток воспитывать альфа-ребенка. Как вы, возможно, убедились, альфа-инстинкты могут сыграть злую шутку с детско-родительским танцем. Мы спотыкаемся об альфа-инстинкты детей, особенно если эти инстинкты "застряли". Альфа-дети не воспримычивы к заботе. Кроме того, альфа-дети, обычно более тревожны, и это приводит к появлению проблем, основанных на тревожности, таких как страхи и проблемы с концентрацией внимания. Альфа-дети также более фрустрированы, что может провляться в высоких требованиях или агрессивности. Кроме всего, тот факт, что альфа-дети сопротивляются исполнению приказов и получению указаний, делает их достаточно сложными для родителей там, где они наиболее нуждаются в нашем воспитании.
Но то, что удивило и шокировало меня более всего во время изучении этого явления, паралельно с рассматрением с разных сторон оринтации на сверстников, это то,что альфа-комплекс активно развивается в наших детях. Обнаружилось, что альфа-комплекс более распространен у северо-американских детей, чем у детей из тех стран, культура которых более неизменна (аутентична). Мне кажется, это именно то, что лежит в основе большинства наших трудностей в воспитании современных детей и это приводит к нашей озабоченности и попыткам выянить, что же делать. Однако, ответ на этот вопрос не в том, что делать, а в правильных отношениях. Оказывается, дети не только необходимо быть привязаны к тем, кто их воспитывает, но и быть привязаными правильно, то есть зависеть, нуждаться в нас и принимать эту зависимость. То, что действительно нам надо выяснить, это как вдохновить наших детей доверять нам и зависеть от нас. Пока мы этого не сделаем, мы не можем правильно выполнять свою работу.
Похоже, настало время написать новую книгу.
Я буду говорить об альфа-детях и проблемах, с ними связанных, в моем выступлении на ежегодной Конференции Ньюфилдского Института Воспитания в Ванкувере в мае этого года. Подробности на сайте.
(Гордон Ньюфилд, 7 марта 2012)