Концептуальные споры между сторонниками прогресса и консерваторами/традиционалистами не утихали со времен окончания Второй мировой войны. И здесь нет смысла лишний раз указывать, что сам прогресс, как феномен линейного развития общества, имея положительный эффект в одних областях, вызывает побочные эффекты в других.
Достаточно обратить внимание на Западный мир, который, не смотря на успехи в достижении материального благосостояния, ровно как практического развития прогрессивных метафизических категорий, все же испытывает существенные «побочные явления» либеральной панацеи.
Как писал один из ярых противников теории прогресса, американский социолог русского происхождения Пирим Александрович Сорокин: «Организм западного общества и культуры переживает, по-видимому, один из самых сильных и глубочайших кризисов за всю свою историю. Он гораздо серьезнее, чем обычный кризис; глубина его неизмерима, конца ему пока не видно, и западное общество погружается в него целиком…Кризисом охвачены все важнейшие аспекты жизни, уклада и культуры западного общества. Больны его плоть и дух, и едва ли найдется на его теле хоть одно здоровое место пли нормально функционирующая нервная ткань».
С другой стороны, весь сегодняшний традиционализм все больше напоминает дряхлую дамбу, которую вот-вот прорвет безжалостный глобализационный поток. Нельзя не замечать «эпохального» изменения социальных процессов, особенно под воздействием развития масс- и нью-медия.
В этих условиях традиционализм перестает выполнять социальные регуляционные функции и сохранился в некоторых европейских обществах скорее в качестве декораций, чем эффективного механизма решения насущих проблем.Мир постоянно меняется под воздействием глобализации, размывания границ и стандартизации социальных установок. Каким он будет завтра - пища для размышлений.