Пять «плюсов» и «минусов» вебинара

Oct 24, 2013 20:10

Недавно меня пригласили провести вебинар для крупной компании, и я получила возможность оценить эффективность этой формы обучения. По причине финансового кризиса и дефицита нормальных менеджеров дистанционное обучение будет все более и более популярным, поэтому я решила написать о своем опыте.


Первое и самое главное достоинство: дешевизна
Тренер, сидящий перед компьютером с камерой - это дешевле, чем собрать сотрудников компании, обеспечив им гостиницу, питание, кофе-брейки, помещение, оборудование и т.п..


Простота логистики
Единственная логистика, которую предполагает вебинар - это доставка человека, который проводит обучение к месту, в котором находится компьютер.

Можно обеспечить некую степень интерактивности
На самом деле, участники видят тренера и могут задавать вопросы, делать какие-то простые задания. Кроме того, участники, пользуясь некой интимностью (даже скорее невидимостью), могут спросить о том, о чем постеснялись бы спросить на «живом» мероприятии.

Количество участников не ограничено ничем кроме учебных целей
Не нужно руководствоваться бюджетом или такими объективными физическими параметрами, как вместимость зала для обучения или количеством мест для проживания.

Экономия времени
Для того, чтобы организовать мероприятие на три дня для ста человек, нужно задействовать определенное количество сотрудников и несколько рабочих дней. В случае с вебинаром время сокращается до одного-двух ответственных и пары часов.


«Плюсы» - понятны, четыре из них заключаются в экономии чего-либо, теперь подробнее о «минусах»:

Мотивация участников                         
Вебинар не состоится, если участники не будут мотивированы.  Внутрикорпоративный вебинар обычно основан на насилии и контроле, поэтому к тренеру относятся с некоторым предубеждением. Совет: больше внимания уделить мотивации и актуализации проблемы.


Тренер видит не участников, а свое изображение
Об этом поподробнее. В течение вебинара тренер сидит перед компьютером, в котором он видит себя, свою презентацию и чат.  Что бы не отражалось на лицах участников от крайнего отвращения и отчаянной скуки до искреннего восторга и экстатической любви -  тренер, в лучшем случае, увидит жалкий комментарий. На любую самую тонкую и качественную шутку - смайлик. Никакого визуального контакта. Никакой возможности следить за групповой динамикой. И даже больше - возможности контроля присутствия очень ограничены. В принципе, довольно трудно сказать, участник семинара - перед монитором или в курилке.
Довольно странно смотреть на себя, а не на участников. Для человека, у которого есть опыт записи на камеру и который хорошо знает достоинства и недостатки своей внешности, это не «минус», а «плюс». Но, если у тренера такого опыта нет, то первое знакомство со своим изображением может стать шоком.            
Вообще интернет и приложение для вебинаров имеет свойство зависать, поэтому тренеру нужно тщательно следить за тем, что он делает руками, ртом и губами. Стоит почесть кончик носа - и вы можете минут на десять остаться в этой позе. Меня это состояние поймало, когда я облизала пересохшие губы - двадцать минут участники вебинара смотрели на дебильное лицо с высунутым языком.


Интернет!
Наличие и скорость потока - одно из главных условий. Если с интернетом появляются проблемы, то существенно затрудняет процесс для тренера. Когда я проводила вебинар, скорость и мощность интернета оставляли желать лучшего, поэтому один раз обучение полностью сорвалось, при следующей попытке участники не видели презентацию и мое лицо - интернет оставил только один инструмент - голос.

Некачественная презентация ставит крест на обучении
Не харизма тренера, его талант и вдохновение играет главную роль, а именно - подготовка и презентация! Для человека прилежного и организованного - это достоинство, но это требует отличного знания Power Point, художественного вкуса и, как мне кажется, это скучновато (никакого флипчарта, полета фантазии, спонтанных поворотов сюжета и т.п.).

Ограниченный набор методов
 Может, кто-то более опытный подскажет мне какие-то интересные упражнения, но мои творческие находки в области интерактивности свелись к подобным упражнениям: «выберите вариант», «выберите изображение», «ответьте на вопрос», «оцените от 1 до 10» и «согласны ли вы с утверждением». Никаких ролевых игр, айсбрейкеров и рефлексий. Никакого общения друг с другом. Никакого обмена опытом. Никаких открытий и катарсисов. Вебинар - тень тренинга, семинар без души.



С помощью вебинаров можно научиться не только традиционным продажам/холодным звонкам/переговорам, но и различным аспектам отношений, сексуальным приемам или привлечению денег. Услышав легенду о некой женщине-психотерапевте, которая заработала состояние на он-лайн консультациях, я поняла, что вебинары становятся новым культовым способом «легко заработать в интернете», составляя конкуренцию даже такому надежному способу как «Форекс». Учитывая все преимущества дистанционного обучения и стремление всего к энтропии, экономия бюджета победит креатив и все больше крупных компаний с отделениями по стране будет учить сотрудников именно так.


P.S. И лучше не думать, куда может завести растущая популярность этого вида обучения, если информация о нем достигнет Министерства образования, зима будет холодная, а газ - дорогим.

внутрикорпоративное обучение, вебинар, бизнес-тренер, семинар, мотивация, обучение, тренинг

Previous post
Up