Три года - и столичные улицы будет не узнать, объявил на прошлой неделе вице-мэр по вопросам ЖКХ Петр Бирюков: все бордюры заменят на новые. РБК посчитал, сколько денег может потребовать это масштабное мероприятие.
Размах капитального ремонта мостовых, обещанный градоначальниками, впечатляет: внутри Садового кольца установят гранитные бордюры - «так, как исторически было», а за его пределами - новые бетонные, цитирует Бирюкова Интерфакс. «За последние 20 с лишним лет мы бордюры в городе практически не меняли, поэтому такое неприглядное состояние даже при отремонтированном асфальте имели и тротуары, и дороги», - аргументирует чиновник.
Запросы о бюджете проекта в московское правительство и департамент капитального ремонта столицы остались без ответа, и РБК решил самостоятельно посчитать, во сколько может обойтись городу новое бетонно-гранитное обмундирование.
Общая протяженность улиц, проездов и набережных Москвы, по данным Единой межведомственной информационно-статистической системы, на конец 2013 года составляла 5 860 км (до расширения Москвы - 4 416 км). Поскольку бордюр обрамляет улицу с обеих сторон, этот показатель надо умножить на два - именно так прикидывают фронт работ компании, занимающиеся благоустройством, только за основу берут длину конкретных улиц. «Бордюр прерывается на перекрестках, но при подсчетах мы это не учитываем, потому что в этих местах образуется поворот, где тоже укладывается бордюр, и он компенсирует прерывание», - поясняет Руслан Ирицян, главный инженер компании «НерудГруп», поставляющей стройматериалы на строящиеся инфраструктурные объекты в Москве и Подмосковье.
Бетонный бордюр вместе с установкой в Москве, по данным компаний, которые занимаются дорожными работами, стоит примерно 600-700 руб. за погонный метр («РоссДор» - 600 руб., «Дан-Строй-Мск» - 640 руб., «ГлавСтройМонтаж», «НерудГруп» - 700 руб.). Дополнительно надо посчитать демонтаж старых бордюров и погрузку, подчеркивает Ирицян. В «НерудГруп» эти работы оценивают в 150 руб. за метр, в «Дан-Строй-Мск» - в 130 руб.
Еще одна статья расходов - вывоз и утилизация, которая, по подсчетам Ирицяна, обойдется заказчику в 27,5 руб. за погонный или 550 руб. за кубический метр (кубический метр - это 20 бордюров высотой 30 см, шириной 15 см и длиной 1 метр).
Также во время работ может быть поврежден асфальт, газон или тротуарная плитка на прилегающей территории, добавляют строители, однако эти траты сложно просчитать. «Все зависит от того, как старый бордюр был установлен, какой под ним бетон, - поясняет Ирицян. - Возможно, что и ни сантиметра не повредим». В среднем, по его оценкам, можно предполагать, что при укладке одного погонного метра поврежденными оказываются 0,2 кв. м прилегающего асфальта или газона, стоимость восстановления которых составляет порядка 100 руб. Таким образом, исходя из всех возможных затрат, установка одного метра бетонного бордюра может стоить 857,5 руб. Тогда на все столичные улицы может потребоваться около 10 млрд руб., если Петр Бирюков имел в виду и Новую Москву, и 7,6 млрд руб. без учета присоединенных территорий.
Посчитать, во сколько обойдется стоимость гранитных бордюров внутри Садового кольца, оказалось проблематично: информации о том, какие именно улицы окантуют гранитом, и какова их протяженность, пока нет. По данным поставщиков стройматериалов, гранитные бордюры как минимум вдвое дороже бетонных, но разброс цен у различных поставщиков на гранит и его укладку гораздо шире. По оценке начальника отдела строительства компании «Росгранит» Юрия Прокоповича, гранитные бортики вместе с установкой стоят сейчас примерно 1600 руб. за погонный метр. У компании «Дан-Строй-Мск» стоимость выше - 2300 руб., а на заводе «Русский гранит» коричневый гранитный бордюр стоит от 1800 руб. (без стоимости установки). Для расчетов мы взяли минимальную оценку (1600 руб.), а если добавить затраты на демонтаж и вывоз старых бордюров, а также починку прилегающих территорий, как в предыдущем примере, то получится 1858 руб.
То есть бордюры для Садового кольца, длина которого составляет 15 км, будут стоить 56 млн руб., а, например, для Тверской улицы, протяженностью 1,6 км - около 6 млн руб. Протяженность нескольких десятков крупнейших центральных улиц вместе с Садовым, но без переулков и набережных, по расчетам РБК, составляет порядка 100 км. Получается, что за гранитные бордюры только для них придется доплатить еще 200 млн руб.
Расчет стоимости установки бордюров
Цена в руб. за погонный метр по нижней границе ценового диапазона
Вид работ
Бетонный
Гранитный
Демонтаж старого бордюра
130
130
Вывоз и утилизация старого бордюра
28
28
Установка нового бордюра (материалы и работы)
600
1600
Восстановление прилегающей территории (газона, асфальта)
100
100
ВСЕГО
858
1858
Подробнее на РБК Давыдов.Индекс