В России растет число дорожно-транспортных происшествий с участием электросамокатов. Как сообщили журналистам газеты «Известия» в пресс-центре МВД России, с января по июнь 2021 года было зафиксировано 180 таких аварий - в них погибли пять человек и 188 пострадали. Между тем правил, регулирующих использование средств индивидуальной мобильности (СИМ) нет, и в разных регионах вопрос об электросамокатах решают по-разному.
Большинство таких ДТП не привлекает внимания, но бывают исключения. Так, только в июле из-за людей на электросамокатах погибли физиолог, доктор биологических наук Иван Пигарев (ехал на велосипеде на работу и был сбит человеком на электросамокате) и дочь бывшего министра энергетики Татарстана Алсу Фардиева (пользовалась самокатом и была сбита машиной). Кроме того, порой в интернет выкладывают видеоролики, заставляющие задуматься об использовании электросамокатов - как, например, видеозапись с человеком на самокате, движущемся по проезжей части на скорости до 80 километров в час, если судить по спидометру машины, из которой снимали видео.
Все это заставляет постепенно осознать проблему даже тех, кто не сталкивался с нею лично. Тем же, кто вынужден иметь с нею дело, как ГИБДД или врачи, известно, что она становится все более серьезной, особенно в крупных городах. Уже сейчас в городской больнице № 26 Санкт-Петербурга врачи говорят о дефиците специальных ниток, поскольку ежедневно вынуждены накладывать швы не менее чем двум пострадавшим от столкновения самокатчикам. Нитки для косметических швов были закуплены больницей на год в том же объеме, которого всегда хватало, но уже подходят к концу.
Важно не относиться к электросамокату как игрушке и не обманываться видимой простотой его использования, убежден депутат Госдумы Александр Васильев. Он считает необходимым включить понятие СИМ в Правила дорожного движения, определить, где можно ездить на электросамокатах, и даже ввести возрастные ограничения для их использования. Подросткам до 14 лет, например, выезжать на проезжую часть на моноколесе или электросамокате опасно, указал он в беседе с «Известиями».
Итак, малый электротранспорт опасен для пешеходов, а для самих самокатчиков опасны автомобили. В связи с этим в некоторых регионах власти решили выделить для них спецполосы по краям тротуаров - наподобие велодорожек. По данным газеты, такие полосы появились в Подмосковье (в Химках, Красногорске, Балашихе). Как пояснил журналистам издания начальник управления организации и безопасности дорожного движения минтранса Московской области Виктор Щулепников, пока правовом поле понятия СИМ нет, было решено сделать спецполосы визуально отличающимися от остальной части тротуара - чтобы пешеходы понимали, где идти опасно, а самокатчики не выезжали за пределы отведенных им дорожек.
Спецполосы определены и в Пскове, и это, по словам инициаторов их введения, дисциплинирует и самокатчиков, и пешеходов. Чтобы еще уменьшить число аварий с самокатами, по словам активиста общественной организации «Убитые дороги» Максима Пушкина, на дорогах установят знаки, «которые будут сообщать пешеходам, велосипедистам и СИМ правила движения по тротуарам и где у кого приоритет».
Другим способом сократить число ДТП с малым электротранспортом в регионах считают контроль над компаниями по аренде самокатов. Власти договариваются с ними о зонах парковки и снижения скорости, а также о зонах, где проезд запрещен, уточнил Виктор Щулепников. Более строгие регулировки он считает пока не актуальными: по сведениям минтранса Московской области, в июне было совершено 311 тысяч поездок на арендованных электросамокатах - и не произошло ни одного ДТП. В то же время частные электросамокаты за тот же срок попадали в аварии девять раз.
Кстати, в Москве, по информации городского департамента транспорта, в 90% случаев в ДТП попадают именно частные электросамокаты.
Еще один способ сделать движение с использованием малого электротранспорта безопасным - ввести водительские права для владельцев и арендаторов СИМ. Такой вариант использует ГИБДД Татарстана, где с января пострадало более 900 самокатчиков. На федеральном же уровне пока идет работа над коррективами в Правила дорожного движения, заявил газете источник в ГИБДД. По его данным, окончательная редакция поправок уже сформулирована, находится на согласовании и вскоре будет передана в Минтранс.