Право на ошибку. Банки избавят от ответственности за блокировку счетов

Jul 29, 2021 13:40



Российские банки могут получить право блокировать счета клиентов на основании оценки Центробанком рисков юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Новая норма появилась в версии законопроекта о платформе «Знай своего клиента», который подготовили ко второму чтению в Государственной Думе, пишет газета «Известия». Если банки примут оценку регулятора, с них обещают снять ответственность за возможные ошибки. Пока решения такого рода банки принимали сами.

Платформу «Знай своего клиента» разрабатывает именно Банк России. Она предусматривает разделение юридических лиц и ИП на группы в зависимости от уровня риска по «антиотмывочному закону». Предполагается, что введение платформы в эксплуатацию позволит сделать оценку подозрительных операций более качественной, защитить финансовый рынок от использования для отмывания средств и сохранить условия для добросовестного бизнеса. Все эти цели перечислены в новой рабочей версии законопроекта о платформе ЗСК, отмечает издание.

Ряд особенностей проекта ранее вызывали обеспокоенность в банковском сообществе. Банки тревожило то обстоятельство, что оценку надежности клиентов возлагают на ЦБ и остается только действовать в соответствии с нею, однако в случае ошибки отвечать придется не регулятору, а конкретной кредитной организации, в которой открыт счет. То есть решение возлагается на ЦБ, а ответственность - на сам банк, отмечал вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков.

Новая же версия документа предполагает, что банки не обязаны руководствоваться мнением ЦБ, а могут применять свои системы проверки надежности, уточнил один из авторов законопроекта, председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Но применение данных ЦБ, по его словам, будет избавлять банки от ответственности в случае проблем. Правда, выбор в пользу мнения регулятора будет означать, что платформа ЗСК станет единственным источником данных.

Регулятор может получить больше платежной информации, чем банки, пояснила начальник департамента финансового мониторинга Банка «Зенит» Людмила Соколова. С другой стороны, у банка есть возможность проверить чистоту операций клиента с помощью глубокого анализа документов и деятельности, а у ЦБ ее нет, отметила эксперт.

Банки будут полагаться на оценку ЦБ, когда она будет более консервативной, считает директор по комплаенсу Ак Барс Банка Айдар Багавиев. Он также убежден: банкам нельзя отказываться от собственной аналитики, ведь иногда принципиально важной для борьбы с отмыванием денег информацией будут обладать только они, а не регулятор.

Скорее всего, в вопросе о рисках банки все же будут ориентироваться на мнение ЦБ, полагает судебный эксперт, преподаватель Moscow Digital School Наталья Мануйлова.

Новая версия законопроекта предусматривает, что банки смогут обновлять сведения о клиентах с низким уровнем риска раз в три года, если не возникает подозрений в недостоверности данных, подчеркнул директор по финансовому мониторингу и комплаенсу Росбанка Александр Попов. Пока этот срок составляет год при любом уровне риска. Однако документ сохранил противоречие между нормой статьи 859 Гражданского Кодекса, не предусматривающей отказов в выдаче денег при закрытии счета, и предписанием отказывать высокорисковым клиентам в выдаче в этой ситуации, добавил Попов.

Платформа «Знай своего клиента» будет подобием бюро кредитных историй в рамках «антиотмывочного» закона, заявил старший преподаватель кафедры банковского дела университета «Синергия» Дмитрий Ферапонтов. Притом за банками останется сбор и анализ информации по клиентам в соответствии с проводимыми ими операциями, заметил эксперт.

«Банкиры надеялись, что с нововведениями с них снимут бремя принятия решения о нарушении прав собственников денежных средств, и это решение Центробанк будет «спускать» в банки, а те будут лишь исполнителями. Но получилось, что все равно принятие решения осталось на банке. И у компаний и впредь, как и раньше, будут претензии к банкам, которые без решения суда, незаконно, существенно ограничивают права собственника», - так прокомментировал журналистам «Давыдов. Индекс» инициативу Алексей Родин, основатель Агентства семейных финансов «InvestArt advisors», консультант проекта Минфина России и Всемирного банка «Повышение финансовой грамотности на рабочих местах» (г. Москва).

Эксперт Алексей Родин (основатель Агентства семейных финансов «InvestArt advisors», консультант проекта Минфина России и Всемирного банка «Повышение финансовой грамотности на рабочих местах», Москва) комментирует:

Банки надеялись, что с них снимут необходимость принятия такого решения, так как это незаконно. Но нет. Не снимут. Как происходит сейчас: по каким-то критериям компания попала в список подозрительных при автоматической проверке. Из-за этих недоказанных сомнений банк блокирует счет и ограничивает возможность пользования деньгами собственнику. То есть происходит прямое нарушение федерального закона (Гражданского кодекса и Конституции): без судебного решения права собственника существенно ограничиваются. Это все знают и понимают. Суды банки проигрывали.

Банкиры надеялись, что с нововведениями с них снимут бремя принятия решения о нарушении прав собственников денежных средств, и это решение Центробанк будет «спускать» в банки, а те будут лишь исполнителями. Но получилось, что все равно принятие решения осталось на банке. И у компаний и впредь, как и раньше, будут претензии к банкам, которые без решения суда, незаконно, существенно ограничивают права собственника.

банки

Previous post Next post
Up