Техосмотр в России могут сделать необязательным, пишет газета «Известия». Идею превратить его в добровольный для большинства автомобилей выдвинули в МВД России. Впрочем, есть и обратные предложения - например, штрафовать владельца автомобиля за отсутствие диагностической карты. Эту инициативу сформулировали в Совете Федерации.
Напомним, с весны 2021 года проводить техосмотр могут только специализированные сервисы, аккредитованные для процедуры и обладающие необходимым оборудованием. Чтобы избежать подделок диагностических карт, водителей обязали приезжать на станцию техобслуживания и делать там снимок авто. Правда, на деле часть снимков являются коллажами, выполненными в графических редакторах - изображение машины совмещают с фото станции, а геотеги и время вручную вписывают в метаданных файла.
Проблема техосмотра стала осмысляться после того, как его признали необязательным для приобретения полиса ОСАГО. С 22 августа 2021 для покупки полиса диагностическая карта не требуется, но само по себе прохождение техосмотра с определенной частотой еще остается обязательным. Однако теперь в МВД считают разумным сделать его добровольным для личных автомашин. Тем, кто все же проводит техосмотр, предлагают давать скидку на ОСАГО. Для коммерческого же транспорта требования по ТО решили не менять.
В Совете Федерации, напротив, убеждены в необходимости регулярного техосмотра. Комитет по экономической политике даже предлагает усилить контроль над проверкой исправности авто. По замыслу сенаторов, с осени 2021 года следует штрафовать тех, чья машина не прошла ТО, а еще следует обязать водителей иметь при себе диагностическую карту. За отсутствие карты предлагается взимать штраф в 500 рублей.
Разница в подходах ведомств связана с тем, что МВД отвечает за безопасность на дорогах, а комитет Совета Федерации по экономической политике - за финансовые стороны вопросов, констатировал депутат Государственной Думы Александр Васильев. По его словам, ГИБДД не всегда внимательна к состоянию машины в момент аварии, так что автовладельцам для получения адекватных страховых выплат от важно проходить ТО честно и регулярно.
И предложение МВД, и инициатива Совфеда подверглись критике. За одно и то же нарушение будут штрафовать не раз, опасается главный редактор «За рулем» Максим Кадаков. Страховщики же не готовы давать скидки на ОСАГО за прохождение ТО. Так, в страховой компании «Согласие» подчеркнули, что действующее законодательство не предусматривает преференций для тех, чьи авто регулярно проходят техосмотр. На стоимость полиса влияет качество вождения, а не прохождение техосмотра, указал директор департамента андеррайтинга и управления продуктами «Согласия» Павел Нефедов.
Явной зависимости между прохождением техосмотра и аварийностью не заметили и в Российском союзе автостраховщиков. По данным РСА, доля аварий из-за технической неисправности машины не достигает 0,1%.
Чтобы увязать стоимость полиса и некий фактор, нужно, чтобы этот фактор в высокой степени определял наступление страхового случая, пояснил директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Денис Макаров. Для подтверждения связи неисправности автомобиля и аварийности нужно собирать и анализировать данные по всем ДТП в течение года. Однако это неосуществимо, а без подобной работы ввести скидки на полис ОСАГО для автовладельцев нельзя, сказал он.
Повышать тарифы в связи с отменой обязательности ТО тоже не будут, так как данных о зависимости уровня риска от отсутствия диагностической карты нет, уточнил руководитель дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. Он, кстати, поддержал исключение диагностической карты из списка обязательных документов при оформлении полиса ОСАГО, будучи убежден, что это упростит процедуру оформления.
Операторы техобслуживания пока не понимают, стоит ли вкладываться в техническое обновление станций. Из-за сообщений в СМИ многие граждане уже ожидают отмены обязательного техосмотра и не приезжают ТО. Выручка станций упала на 80%, заявил председатель Гильдии операторов технического осмотра при Торгово-промышленной палате Москвы Игорь Волчек.
К слову, операторы ТО указывают, что число аварий, связанных с неисправностью автомобилей, ежегодно растет, пусть даже процент таких аварий невелик. Между тем, по данным исследования аналитической компании Gruzdev Analyze за март 2021 года, 39% автовладельцев решили до последнего откладывать посещение автосервиса. Кроме того, на фоне вызванного пандемией страха заразиться в общественном транспорте на дороги вернулись машины, давно не использовавшиеся из-за своего плохого состояния.
В правительстве решать вопрос о техосмотре готовятся в ближайшее время, сообщала «Российская газета». При этом кабмин рассматривает варианты как оптимизации и повышения качество ТО, так и его полной отмены.
Эксперт Ян Чеботарев (юрист, Киров) комментирует:
У меня двойственное отношение к поднятой проблематике. Я как автовладелец могу только приветствовать отмену обязательного техосмотра для легковых частных автомобилей. Тем более, что с программой единой автоматизированной информационной системой технического осмотра последнее время происходит что-то странное. Три дня назад я лично ездил на техосмотр с тем, чтобы продлить себе полис ОСАГО. Поездка не увенчалась успехом. Никаких проблем выявлено у моей машины не было, однако ввести все данные в программу эксперты не смогли. База постоянно зависала. В итоге только к концу дня это получилось сделать. Это моя позиция как автолюбителя.
Вторая часть моей позиции - я заинтересован в том, чтобы в меня не влетел ржавый рыдван, у которого неожиданно отказало управление. Если полностью отменить техосмотр у частных машин, велика вероятность, что количество ржавого хлама на наших дорогах резко увеличится. Посему я бы считал правильным оговорить предельный возраст авто, которые могут быть допущены к эксплуатации без ТО, сроком лет в двадцать. Это мне представляется разумным. Ну, и, конечно, ТО должен оставаться обязательным для транспорта коммерческого использования.