Нефть поможет. Российский бюджет по итогам года может оказаться профицитным

Jun 24, 2021 13:39



Профицит российского бюджета может по итогам года составить 200-700 млрд рублей (0,2-0,6% ВВП). Это связано с высокими ценами на нефть, а также экономической активностью, которые оказались выше прогнозируемых.

Позитивный прогноз относительно доходов бюджета дает «ВТБ Капитал». По итогам года поступления в федеральную казну могут достичь 22,5 трлн руб. При этом, в действующем законе о бюджет их объем значительно ниже: по итогам года дефицит казны должны был составить около 3 трлн руб. По оценке Минфина РФ, уже в январе-мае 2021 года федеральный бюджет был исполнен с профицитом в 300 млрд рублей.

Причиной этому называют восстановление экономической активности и высокие темпы прирост нефтегазовых доходов: только за май они выросли на 400 млрд рублей. Рассчитывая поступления от углеводородов, в план бюджета закладывалась стоимость нефти в 45,3 доллара за баррель. По факту сейчас средняя цена одной бочки марки Urals составляет 65,4 долларов. Таким образом, российский бюджет по итогам года может получить 2,2 трлн рублей. Кроме того, за счет высокой экономической активности дополнительные вливания в казну могут составить еще 1,5 трлн руб.

Расходы бюджета по итогам 2021 года оцениваются в 21,5 трлн руб. При этом, фактически они могут оказаться как выше, так и ниже этой цифры. В оперативной информации об исполнении бюджета за май уточненная роспись составляет 22,7 трлн руб., однако, как показывает практика, бюджет нередко тратит меньше тех тех значений, которые указываются в документах. Например, в 2020 году итоговые расходы недобрали до них 1 трлн рублей.

При этом, в Минфине «Известиям» рассказали, что выход на профицитный бюджет не является для правительства самоцелью. По мнению министерства, в большей степени следует ориентироваться на первичный структурный баланс, который рассчитывается при базовой цене на углеводороды и отражает уровень участия государства в экономике.

Эксперты, опрошенные изданием, считают, что возможный профицит средств целесообразно было бы направить на поддержание темпов роста экономики, в частности, через финансирование крупных инфраструктурных проектов. В то же время главная характеристика сегодняшней ситуации с федеральным бюджетом - высокая неопределенность. В случае, если последствия третьей волны пандемии коронавируса окажутся серьезными и возникнет необходимость ввода жесткий ограничений, но велика вероятность негативного сценария по доходам бюджета к концу года.

Последний раз федеральный бюджет был в профиците в апреле прошлого года - 133 млрд руб., напоминает «Коммерсантъ». После этого из-за пандемии и обвала цен на нефть доходная часть казны ушла в глубокий минус, и по итогам 2020 года в целом дефицит составил 4,1 трлн руб., или 3,8% ВВП.

По итогам первого квартала российский бюджет также был профицитным (+205 млрд рублей). Тогда это произошло за счет бурного роста внутреннего и импортного НДС на фоне оживления деловой активности, транша в 200 млрд руб. от ЦБ от продажи акций Сбербанка и поступлением 146 млрд руб. «экологического» штрафа от «Норникеля». Расходная часть бюджета при этом была стабильной, а доходы - заметно выросли: с февральских показателей в 1,25 трлн руб. до 2,54 трлн руб. в марте.

По итогам четырех месяцев объем поступивших доходов федеральной казны составил 7,49 трлн руб., или 39,9% к общему объему доходов федерального бюджета, исполнение расходов - 7,28 трлн руб., или 33,8% от запланированных показателей.

В конце 2020 года президент России Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов. Бюджет был запланирован дефицитным. В 2021 году он должен составить 2,75 трлн руб. (2,4% ВВП), в 2022-м - 1,25 трлн руб. (1% ВВП), в 2023-м - 1,41 трлн руб. (1,1% ВВП).

Эксперт Виталий Пуричи (доцент кафедры региональной экономики АлтГУ, г. Барнаул) комментирует:

Возможность профицитного бюджета при первом рассмотрении вселяет надежды, показывая, что ситуация начинает меняться к лучшему. Более детальное рассмотрение предложенного материала показывает, что рост доходов от собственной деятельности может составить 1,5 млрд, в то время когда реализация углеводородов может принести 2,2 млрд. Таким образом, совокупный эффект от всей экономической деятельности внутри страны меньше, чем экспортный эффект.

Еще один момент привлекает внимание: ситуация неопределенная, то есть возможны как позитивный, так и негативный сценарий, границы которых более-менее понятны. В планировании бюджета правительство России склоняется к консервативному (негативному) варианту развития событий, старается перестраховаться от возможного бюджетного дефицита. В сложившихся условиях не только и не столько пандемия выступает главным препятствием экономического развития в стране, а системный кризис. Когда необходимы шаги, способные принести коренные позитивные изменения, мы видим, что правительство находится в оборонительной позиции, что невольно вызывает вопрос о том, когда же нам ждать серьезных изменений. Или мы готовимся праздновать окончание пандемии, а не работать на достижение стратегических результатов.

Таким образом, прогнозируемый профицит - это не только свидетельство высокой неопределенности ситуации, но и индикатор качества управленческих механизмов, существующих в настоящее время.

ВВП, бюджет

Previous post Next post
Up