Правительство намерено изменить модель государственной поддержки инвестиционной привлекательности регионов Северного Кавказа. Как пишет газета «Коммерсантъ», поручение подготовить новую модель к концу июня получило Министерство экономического развития РФ. Предполагается, что теперь власти будут активно поддержать частные вложения в макрорегион.
Поручение подготовить новую концепцию господдержки премьер-министр Михаил Мишустин дал 15 июня в Пятигорске, на совещании с членами правительственной комиссии по развитию Северного Кавказа. Участники совещания констатировали: нынешняя программа развития макрорегиона не дала результатов. Ни темпы роста экономики, ни рост собственных доходов этих регионов, ни объем привлечения инвестиций на Северном Кавказе пока не приблизились к средним по России.
Совещание стало первым широким обсуждением проблем макрорегиона на уровне премьера при нынешнем правительстве; информация о мероприятии была размещена на сайте кабмина.
«Если мы просто сравним, на Дальнем Востоке каждый рубль бюджетных средств приносит более 30 рублей частных инвестиций. В особых экономических зонах - почти 2,5 рубля. А на Северном Кавказе - 50 копеек. Значит, существующие механизмы поддержки инвестпроектов себя не оправдали. В том числе поэтому мы оптимизировали работу институтов развития, которые отвечают за кавказское направление», - приводит ресурс слова Мишустина.
О том, что институты развития, отвечающие за Северный Кавказ, не смогли добиться нужных результатов, СМИ говорили несколько месяцев. Именно из-за низкой эффективности еще в апреле «Корпорация развития Северного Кавказа» и «Курорт Эльбрус» были упразднены, а их функции возложены на объединенный институт развития, созданный на базе АО «Курорты Северного Кавказа».
Предполагалось, что новая структура вместе с регионами определит перечень проектов, которые станут приоритетными для субъектов Северо-Кавказского федерального округа, а в случае необходимости вместе с региональными проектными офисами доработает проекты. Тем не менее, на совещании 15 июня глава правительства отметил, что в республиках Северного Кавказа осталось «достаточно много проблем, которые требуют решения, в том числе на федеральном уровне».
Надо сказать, что госпрограмма развития макрорегиона в апреле 2021 года была продлена до 2030 года. На ее реализацию запланировали выделить 196 миллиардов рублей. Эти средства решили направить в первую очередь на финансирование поддержки инвестиционных проектов и туризма. В целом же, по оценке министра экономического развития РФ Максима Решетникова, в 2020 году на нужды Северного Кавказа выделили 480 миллиардов рублей, что на 40% больше, чем в 2019 году.
Рост трат из федерального бюджета объяснялся увеличением расходов на социальную сферу и дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов региона. Однако ожидавшихся результатов даже при таком росте достичь не удалось. Так, валовый региональный продукт Северного Кавказа в расчете на душу населения пока почти в три раза ниже среднего по стране, указал глава МЭР (232 тысяч рублей против 646 тысяч). Малы и объемы привлечения инвестиций - 71 тысяч рублей на душу населения при 137 тысячах в среднем по России.
В связи с этим в числе предложенных на совещании в Пятигорске мер решения проблемы оказалось разделения рисков, предполагающее выдачу кредитов инвесторам под частичные гарантии госкорпорации. Рассматривался также вариант частичной компенсации затрат инвесторов на создание инфраструктуры под свой проект (если тот заработает).
Кроме того, предполагалось, что промышленных парках строительством инфраструктуры будет заниматься единый институт развития Северного Кавказа, пишет «Коммерантъ». Это, по мнению сторонников идеи, позволит решать еще и проблему неформальной занятости, крайне высокой на территориях макрорегиона. Промышленные парки, таким образом, предлагается сделать зонами, в которых бизнес сможет как получить поддержку, так и легализоваться.
Эксперт Антон Чаблин (кандидат политических наук, главный редактор аналитического издания «Акценты», Ставрополь) комментирует:
Для российской политико-экономической культуры в целом характерны патернализм и этатизм. Но в отдельных регионах исторически это выражено особенно.
Скажем, на Северном Кавказе Москва на протяжении многих лет пестовала иждивенчество, причем как среди населения, так и у управляющей элиты. Объясняя это тем, что регион переживает режим контртеррористической операции, и государству необходимо помочь с решением проблемы безработицы, привлечения инвестиций, строительства социальной инфраструктуры. Однако, как прозвучало на совещании у Мишустина вчера, проблемы так и не решены: молодежная безработица остается крайне высокой, частные инвесторы идут в регион неохотно (даже с учетом госгарантии).
То, что как минимум за декаду постоянный приток «дармовых» федеральных денег полностью развратил управляющую элиту, демонстрирует пикировка Мишустина и главы Кабардино-Балкарии Казбека Кокова на совещании. Коков - в прошлом сотрудник АП, он никогда не работал в частном бизнесе. И снова запросил у премьера дополнительных госгарантии для республики.
Мишустин (в прошлом, напомню, он вообще занимался венчурным инвестированием) осадил Кокова, заявив, что кроме государственных должны быть и частные инвестиции. Тут можно вспомнить целый ряд так и не реализованных в республике инвестпроектов - завод «Этана» или Тырныаузский металлургический кластер, например. Может, действительно стоит заняться прежними проектами, а не требовать деньги на новые.
Но Коков, конечно, лишь представитель конкретной губернаторской генерации, который просто привык к непрекращающемся потоку федеральных средств. Мишустин же четко дал понять: скоро потребности и в таких кадрах не будет. Москва будет жестче следить за выделением средств Кавказу. Значит, нужны и губернаторы совершенно нового типа - не серые аппаратчики, а реальные технократы. Вопросов остается два: где столько технократов взять? И куда девать нынешних?