Оборудование, используемое в России для переработки мусора, нужно обновлять. Его модернизация обойдется более чем в 1 миллиард рублей. Как пишет газета «Известия», такое объяснение просьбе о субсидии для поддержки отрасли дали представители Российского экологического оператора (РЭО). Обоснование для получения субсидий было прописано по поручению вице-премьера Виктории Абрамченко.
Подготовить проект поддержки обновления мусорной инфраструктуры вице-премьер попросила РЭО и Министерство природных ресурсов и экологии РФ в 2020 году. Из финансово-экономического обоснования от РЭО следует, что на модернизацию оборудования до конца 2021 года нужно выделить до 1,1 миллиарда рублей из федерального бюджета. Эти деньги предполагается направить мусорным компаниям для возмещения до четверти суммы лизинга техники по сортировке или переработке мусора.
В Минприроды считают важным поддерживать организацию раздельного сбора мусора. Как пояснил глава ведомства Александр Козлов, многие субъекты федерации не могут полностью обеспечить этот процесс, так что в министерстве разработали правила их субсидирования для закупки контейнеров. Министр подчеркнул, что важно не только собрать мусор, но и довезти каждый его вид отдельно до пункта сортировки. Чтобы компании смогли использовать нужное количество машин, им и хотят компенсировать лизинг спецтехники, сказал Козлов.
Новые меры поддержки нацелены в первую очередь на более широкое внедрение раздельного сбора отходов и стимуляцию компаний к переходу на экологичные технологии обработки и утилизации без заметного роста тарифа, сказал «Известиям» глава РЭО Денис Буцаев. По его словам, запланировано, что к 2030 году сортировать будут все 100% мусора и вдвое снизят количество отходов, направляемых на полигоны. Глава РЭО указал, что чем активнее государство будет субсидировать нововведения, тем меньше вырастет тариф для граждан. И, как рассказали газете в РЭО, покупка фандоматов, мусоровозов и контейнеров потребует дополнительных средств.
На деле оборудование для переработки мусора в регионах требует не только модернизации - кое-где всю систему надо выстраивать с нуля, указал генеральный директор ПАО «Городские инновационные технологии» Сергей Минко. Он считает, что субсидии, о которых идет речь, не скажутся на тарифах для граждан, но в дальнейшем смогут отразиться на качестве жизни людей, так как важны для перехода к более экологичной жизни городов.
Решение частично покрывать за счет бюджета расходы компаний на лизинг техники считает правильным первый заместитель председателя общественного совета при Минприроды Александр Закондырин. По его словам, ряду региональных операторов мусорной отрасли помощь государства необходима - без нее слишком трудно будет выполнять новые требования по сортировке отходов. А в масштабах страны 1 миллиард рублей не выглядит чрезмерно большой суммой поддержки, убежден эксперт.
В некоторых регионах вторсырье вообще негде перерабатывать, констатировал исполнительный директор ассоциации «Чистая страна» Руслан Губайдуллин. «При сложившемся положении дел в отрасли очень сложно выполнить целевые показатели по утилизации, установленные нацпроектом «Экология», а также внедрить повсеместно раздельный сбор мусора», - признал он.
Проект поддержки стоит сделать более конкретным: обозначить четко, на какую именно технику требуются бюджетные средства и почему именно столько, заявила журналистам газеты заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова.
В то же время эксперты, опрошенные журналистами «Давыдов. Индекс», отмечают, что ряд перерабатывающих вторсырье мощностей оказываются недозагружены, и происходит этом именно в результате деятельности региональных экологических операторов. Так, Олег Иванов, председатель межрегиональной экологической общественной организации «Зеленый Фонд» (Москва), отмечал, что при утверждении территориальных схем в большинстве регионов предприятия-переработчики вообще не учитывались при оценке логистики движения отходов. Он подчеркивал, что зачастую в итоге почти весь объем твердых коммунальных отходов уходил на свалки и полигоны для захоронения.
«Именно поэтому начинать надо не с раздельного сбора (это лишь верхушка айсберга), а с механизмов передачи отсортированных полезных фракций переработчикам, последующей оценке объемов полезного сырья/конечной продукции и поддержанию (стимулированию) спроса на такую продукцию. Именно тогда вопрос раздельного сбора станет лишь делом техники, в которое активно включатся сами переработчики. Ибо чем больше они соберут и переработают, тем больше заработают», - объяснил эксперт.
Эксперт Олег Иванов (председатель межрегиональной экологической общественной организации «Зеленый Фонд», Москва) комментирует:
Мне до сих пор непонятно, почему Минприроды РФ и публично-правовая компания «Российский экологический оператор» настойчиво ставят телегу впереди лошади. Сама суть раздельного сбора отходов заключается в последующей переработке. В России уже не первый год работают предприятия, перерабатывающие пластик, металл, макулатуру и иные продукты раздельного сбора, и часто этой деятельности мешает региональный оператор, который не заинтересован в передаче продуктов сортировки на переработку. Давайте попробуем разобраться, почему так происходит.
Во-первых, при утверждении территориальных схем в большинстве регионов предприятия-переработчики вообще не учитывались как составная часть логистики движения отходов. Все потоки замыкались на полигоны и сортировочные комплексы. Дальше, по мнению региональных органов исполнительной власти, переработка осуществляется сама собой. Еще один момент - расходы регоператоров на обработку отходов уже включены в тариф. Однако зачастую эта тарифная составляющая не работает вообще. Потому как практически весь объем уезжает на захоронение, то есть на свалки и полигоны.
Именно поэтому начинать надо не с раздельного сбора (это лишь верхушка айсберга), а с механизмов передачи отсортированных полезных фракций переработчикам, последующей оценке объемов полезного сырья/конечной продукции и поддержанию (стимулированию) спроса на такую продукцию. Именно тогда вопрос раздельного сбора станет лишь делом техники, в которое активно включатся сами переработчики. Ибо чем больше они соберут и переработают, тем больше заработают.
Да, в этой ситуации пострадают интересы многих регоператоров, основа работы которых построена на архаичной модели «вывоз-захоронение». И на такой модели зарабатывают довольно много, только разгребать последствия такой деятельности приходится федеральному бюджету, выделяя миллиарды на рекультивацию отработанных свалок. Пока топ-чиновники Минприроды и РЭО не изменят суть самого подхода к достижению целей нацпроекта «Экология», топтание на месте будет продолжаться еще многие годы.