Небывалые 30%. Доля нефтяных доходов в бюджете рекордно упала

Apr 20, 2021 16:53



Доля нефтяных доходов в бюджете в первом квартале 2021 года оказалась самой низкой за всю историю наблюдений: она составила 30%, отмечают аналитики НИУ ВШЭ. Всего за первые три месяца года федеральный бюджет получил 5,3 триллиона рублей. Это на 12% больше показателей первого квартала 2020 года, притом, что доходы от продажи нефтепродуктов стали меньше на 10%, пишет газета «Известия».

О доходах на уровне 5,3 триллиона рублей за январь-март 2021 года говорилось в предварительных данных Министерства финансов РФ. По информации ведомства, от продажи энергоресурсов в этот период Россия получила 1,6 триллиона рублей. Экономисты полагают, что нефтяные доходы российской казны за квартал не превысят уровня в 30%, пока ограничения на добычу, принятые ОПЕК плюс, не прекратят действовать.

Доля нефтегазовых доходов в 30% стала абсолютным минимум в квартальном выражении, указали специалисты НИУ ВШЭ в аналитической заметке «Комментарии о государстве и бизнесе». Предыдущий квартальный минимум был достигнут в 2016 году и равнялся 34%. Однако после сокращения добычи нефти в 2020 году более чем на 10% заметно уменьшились и суммы нефтегазовых доходов.

В то же время доходы, не связанные с нефтегазом, увеличились на 25% и достигли почти 3,7 триллионов рублей. Больше всего подросли поступления от НДС (приблизительно на 27%, до 2,2 триллиона рублей) - из-за ослабления рубля в I квартале на 12% год к году, повышения товарного импорта (за январь-февраль он поднялся на 8%), улучшения собираемости налога и усиления контроля по его возврату. Прочие доходы казны достигли почти 0,8 триллиона (увеличение в полтора раза) - за счет поступления последнего транша в 200 миллиардов рублей от продажи акций Сбербанка.

Расходы бюджета возросли в сравнении с аналогичным периодом 2020 года на 10%, до 5,1 триллиона рублей; изменилась и их структура. Так, на 40% выросли траты на обслуживание госдолга, достигнув 238 миллиардов рублей. Поднялись и траты на общегосударственные вопросы - на 35%, до 382 миллиардов (за счет роста издержек на международное сотрудничество и выборы). И все же квартал завершился с профицитом в 200 миллиардов рублей, так как в марте доходы превысили расходы на 741 миллиард. Именно в марте в казну пришли деньги от продажи «Сбера» и выросли доходы нефтегаза из-за улучшения ситуации на рынке нефти. Но уже во втором квартале аналитики ожидают возвращения к дефициту.

Нефтегазовые доходы российского бюджета снижаются долгое время, напомнил старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики Александр Дерюгин. Он объяснил это влиянием геополитических факторов, включая рост популярности альтернативных источников энергии. Эксперт не исключил роста этих доходов во втором квартале 2021 года, но подчеркнул, что на долгосрочной динамике это мало скажется.

К снижению нефтяных доходов, помимо курса рубля, цен на нефть, объемов ее добычи, мог толкнуть налоговый маневр в нефтяном секторе, допускает руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина. Другие опрошенные «Известиями» эксперты также призывают не переоценивать факта рекордного падения нефтегазовых поступлений, ожидая их роста по истечении срока сделки ОПЕК плюс. Они признают, что экономика РФ диверсифицируется медленно и при резком падении цен на нефть придется расходовать Фонд национального благосостояния или повышать налоги.

Россия может избежать потерь при снижении доходов от продажи энергоресурсов на внешнем рынке, если частично переориентируется на внутренний рынок. Об этом в беседе с журналистами «Давыдов. Индекс» говорил Владимир Норин, доцент кафедры мировой экономики и таможенного дела Хабаровского государственного университета экономики и права. «Газификация дальневосточных и восточносибирских регионов могла бы частично решить в перспективе проблему выпадающих доходов», - пояснил он. Эксперт также призвал активнее развивать импортозамещающие отрасли, нацеливаясь на экспортоориентированную экономику в будущем. Это, на его взгляд, позволит решить проблему дефицита бюджета.

«Что касается профицита бюджета, то в условиях экономических качелей говорить о стабильности и тенденции к сохранению профицита в дальнейшем было бы крайне несерьезно. Напряженность мировой экономики слишком велика, чтобы говорить о стабильности ее развития, а тем более о росте. Да и политическая обстановка достаточно противоречива, что и определяет факторы внешнего и внутреннего влияния на формирование бюджета. Доля нефтегазовых доходов на традиционные уровни вряд ли выйдет, да нам это, по большому счету, и не выгодно», - заключил Владимир Норин.

нефть

Previous post Next post
Up