Окольный путь. «Бензиновые деньги» регионов предлагают проводить через казну

Apr 19, 2021 15:44



Процесс передачи субъектам Федерации 100% доходов от акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла предлагают приостановить. Как пишет газета «Известия», соответствующий законопроект подготовило Министерство финансов РФ. Документ предусматривает передачу всех «бензиновых денег» регионам в 2030, а не в 2024 году. В Госдуме полагают, что таким образом Минфин рассчитывает получить дополнительные доходы для федерального бюджета, пострадавшего из-за пандемии. Эксперты выражают недоумение тем, что сроки передачи отодвинули так далеко.

Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», разработанный Минфином, предлагает завершить передачу доходов с акцизов на нефтепродукты регионам в течение 2025-2030 годов. В нем прописано, что в 2025 году в федеральный бюджет отойдет 21,1% доходов, а 78,9% направят в бюджеты регионов. В 2026 году соотношение составит 17,1% к 82,9%, в 2027 - 13,1% к 86,9%, в 2028 - 9,1% к 90,9%, в 2029 году - 5,1% к 94,9%. Планируется, что в 2030 году все 100% будут направляться субъектам Федерации.

Ранее предполагалось, что подобный результат будет достигнут уже в 2024 году. Это предусматривало поручение президента Российской Федерации Владимира Путина правительству РФ, изданное в 2018 году. Этот вариант также был зафиксирован в паспорте национального проекта «Безопасные и качественные дороги», в 2019 году опубликованного на сайте правительства. Теперь же Минфин хотел бы сделать так, чтобы в федеральный бюджет с 2022 по 2024 год отходила та же доля акцизов на нефтепродукты, что и в 2021 году. Это позволит в казне получить дополнительно 428,5 миллиарда рублей, отмечает газета.

Вообще доходы от акцизов на моторное топливо и масла направляют на дорожное строительство, включая строительство мостов и путепроводов. Как напоминает информационное агентство РБК, в федеральном бюджете на 2021-2023 годы прописано, что 77,7% этих доходов направят в дорожные фонды регионов, а 23,3% - на реализацию нацпроекта о безопасных и качественных автодорогах. Однако уже в январе 2021 года президент России говорил, что средства на дорожное строительство могут быть переданы регионам позже, но просил при этом учитывать мнение регионов.

Факт разработки законопроекта, позволяющего продлить этот период до 2030 году, в Минфине подтвердили. В пресс-службе ведомства уточнили, что законопроект не предусматривает увеличения акцизов на различные виды автомобильного топлива и моторное масло для двигателей, а нацелен на сохранение нормативов зачисления доли налоговых доходов от акцизов на нефтепродукты в регионы в ближайшие три года. В ведомстве пояснили, что в 2021 году 25,1% доходов от акцизов идет в казну, а 74,9% - в бюджеты регионов, но все дополнительные средства Минфин хочет направить на нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

В думском Комитете по транспорту и строительству инициативу не одобрили. Сложно понять цель такого изменения, если почти все российские регионы являются дотационными и проблем в дорожном хозяйстве у них множество, отметил заместитель председателя комитета Александр Старовойтов. По его мнению, эти деньги действительно могли бы помочь регионам решать накопившиеся вопросы для удобства людей и безопасности движения.

Представители думских фракций также говорили о непонимании тактики Минфина. В ЛДПР не исключили, что доходы казны еще могут направить на иные цели, хотя проблемы дорожного строительства и безопасности движения для многих регионов остро актуальны.

Предложение Минфина может быть связано с ростом цен на нефть, допускает первый заместитель председателя Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев. И все же он не видит смысла в подобном переносе, если в самом деле планируется отдать деньги регионам. Депутат отметил, что экономика страны пока в не лучшем состоянии, так что Минфин, возможно, не хочет передавать деньги субъектам Федерации.

Сходные предположения выдвигают во фракции «Справедливая Россия». Ее представители сомневаются, что изъятые в бюджет «бензиновые деньги» дойдут до регионов, поскольку неясно, зачем Минфину концентрировать деньги, а затем отдавать назад.

Опрошенные журналистами газеты политологи тоже полагают, что Минфин раскрыл не все свои планы. Так, Дмитрий Фетисов выражал недоумение сроками переноса и не исключал, что в дальнейшем Минфин может отказаться от идеи передача доходов регионам, поскольку деньги нужны федеральному бюджету. Он также не испытывают уверенности в том, что указанная в финансово-экономическом обосновании сумма пойдет на ремонт дорог.

бензин

Previous post Next post
Up