За бензин доплатят. Согласован механизм сдерживания цен на топливо

Mar 17, 2021 15:28



Механизм компенсации из бюджета для нефтяных компаний за поставки топлива на внутренний рынок изменится с 1 мая, но только в отношении бензина. Как пишет газета «Коммерсантъ», изменения эти не будут распространены на начало года. Что касается дизельного топлива, то для него формула будет скорректирована в 2022 году. Корректировка позволит замедлить рост оптовых цен, но рентабельность АЗС практически не вырастет, указали опрошенные газетой эксперты.

Напомним, введенный в 2018 году демпферный механизм предполагает частичную компенсацию разницы между экспортной ценой топлива и условной индикативной внутренней ценой. Если цены на топливо в стране оказываются ниже экспортных, российские нефтяные компании получают выплаты из бюджета. Если внутрироссийские цены превышают экспортные, нефтяные компании должны сами доплачивать в бюджет.

Об изменении параметров демпфера для бензина в 2021 году рассказали источники «Коммерсанта». По их сведениям, индикативная цена в формуле для бензина изменится с 1 мая на 5%, до уровня 53,6 тысячи рублей за тонну. По дизтопливу она сохранится на уровне 50,77 тысячи рублей за тонну. А в 2022 году индикативная цена для бензина и дизельного топлива изменится уже не на 5%, а в соответствии с ростом цен на АЗС. По расчетам Министерства энергетики РФ, этот рост не превысит уровень инфляции (кстати, в январе 2021 года вице-премьер Александр Новак прогнозировал, что и в пределах 2021 года рост цен на бензин не превысит уровня инфляции, передавало информационное агентство ТАСС).

Проект по демпферу в настоящее время находится в стадии разработки; его готовит Министерство финансов РФ, заявил 15 марта вице-премьер Александр Новак. Он не уточнил параметров проекта. В Минфине журналистам подтвердили, что вопрос прорабатывается, но деталей не привели. В Министерстве энергетики и в секретариате Новака от комментариев отказались.

Следует отметить, что с просьбой изменить параметры демпфера к властям обратились нефтяные компании. Они указывали, что индикативные цены в формуле демпфера, которые каждый год автоматически увеличивают на 5%, растут быстрее стоимости топлива на заправках. Действительно, по данным Росстата, в 2020 году топливо на АЗС подорожало только на 2% (конкретно бензин - на 2,53%). А так как нефтяным компаниям запретили увеличивать конечные цены на топливо больше, чем на уровень инфляции, получилось, что в розничной продаже они несут убытки.

Между тем оптовые цены на бензин в начале марте 2021 года выросли чуть ли не до максимальных за всю историю и лишь немного снизились в середине месяц после снижения цен на нефть. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, 16 марта стоимость АИ-92 снизилась на 0,59% (до 53,6 тысячи рублей за тонну), АИ-95 - на 0,71% (до 55,1 тысячи рублей).

Снижение условной цены бензина на 2,7 тысячи рублей за тонну с 1 мая даст компаниям дополнительно около 42 миллиардов рублей выплат из бюджета до конца 2021 года, подсчитал Евгений Тыртов из Vygon Consulting. По его мнению, это откроет возможность стабилизировать ситуацию с оптовыми ценами на внутреннем рынке. В то же время индексация индикативной цены дизтоплива на 4% вместо запланированных 5% означает, что в 2022 году компании получат дополнительно 13-14 миллиарда рублей. А индексация условной цены на бензина в 2022 году на 4% означает, что в 2022 году компании дополнительно смогут получить от демпфера 75-80 миллиардов рублей, указал эксперт.

Между тем Счетная палата предупредила о возможности повторения топливного кризиса 2018 года. В ее годовом отчете, с которым ознакомилось информационное агентство РБК, говорится о рисках такого повторения и об угрозе возникновение социальной напряженности. В 2018 году, впрочем, кризиса удалось избежать, так как был введен демпферный механизм; вопрос в том, что лучше сделать теперь. Аудиторы также выразили мнение, что принятые правительством меры могут помешать утверждению своевременному утверждению генеральной схемы развития нефтяной отрасли на период до 2035 года.

Что же касается корректировки формулы демпферного механизма, то агентство уточняет: предложение в дальнейшем индексировать индикативные цены не на 5%, а в пределах инфляции, огласил в конце января 2021 года председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков. На совещании у вице-премьера Новака и вице-премьера Дмитрия Григоренко 10 марта идея в основном была поддержана. А на совещании у Новака 15 марта профильные ведомства и руководство крупных НК пришли к согласию по поводу вступления корректировок в силу с 1 мая.

нефть, бензин

Previous post Next post
Up