В апреле 2021 года в России на коротких авиарейсах появятся интернет. Эту услугу предлагает пассажирам компания «Аэрофлот». Не исключают ее скорого появления и компании «Уральские авиалинии» и UTair. Пока оборудование для предоставления доступа в интернет устанавливается на 16 аэробусов Airbus 320, сообщили журналистам газеты «Известия» в пресс-службе «Аэрофлота». Доступ в Сеть для пассажиров будет платным.
Для находящихся в салоне самолета выход в интернет во время полета обойдется в сумму от 5 до 25 долларов, рассказал журналистам источник в группе «Аэрофлот». Опрошенные журналистами эксперты сочли услугу довольно дорогостоящим вложением средств, и этим объяснили малую активность российских авиакомпаний в ее внедрении. Даже «Аэрофлот» не планирует оборудовать доступом в интернет все имеющиеся в его парке самолеты. Правда, все новые Airbus a320neo и A350 уже будут поступать уже с системами доступа в интернет.
В настоящее время на борту самолетов «Аэрофлота» А330 доступен мобильный интернет (EDGE), указано на сайте перевозчика. Стоимость этих услуг в сети «OnAir» зависит от условий роуминговых тарифов оператора связи.
UTair ищет приемлемое решение по предоставлению доступа в сеть на борту, заверил журналистов Олег Семенов, президент самолетного сегмента компании. Он пообещал, что эта услуга в самолетах компании появится. В стоимость билета ее цену включать не собираются - пассажиры смогут выбрать ее дополнительно при необходимости. «Победа», «Россия» и S7 Airlines пока не планируют обеспечивать доступ в Сеть в полете.
Источник газеты утверждает, что на коротких рейсах «Аэрофлота» будет применяться линейка тарифов, предлагающих 200 Мб интернета в течение всего полета за 25 долларов, или 120 Мб на 3 часа за 17 долларов, или 50 Мб на один час за 9 долларов. Неограниченный доступ ко всем мессенджерам будет стоить 5 долларов. В пресс-службе таких цифр не называли, но уточнили, что средняя скорость для такого интернет-соединения должна будет составлять 10 Мб секунду.
Другой источник газеты, знакомый с расценками на оборудование самолета Airbus A320 доступом в интернет (как на аппаратуру, так и на ее установку) сообщил, что на каждый самолет компании придется потратить приблизительно 500 тысяч долларов. Таким образом, оборудование 16 самолетов обойдется примерно в 8 миллионов долларов. Поставит аппаратуру и провайдером станет российская компания «Стек.ком», утверждает источник издания в группе «Аэрофлот». Это компания является оператором спутниковой связи.
Вообще-то компания выиграла тендер по оснащению 81 самолета Airbus 320/321, принадлежащих «Аэрофлоту», оборудованием для доступа к системе развлечений и к интернету по технологии Wi-Fi еще в 2018 году. Она также приобрела права на оказание услуг связи в течение 3,5 лет. Предполагалось, что устанавливать оборудование начнут в ноябре 2017 года, а закончат в 2019 году, писала 10 ноября 2017 года газета «Ведомости». Почему этого не произошло, представители авиакомпании пока не поясняли.
На внутренних рейсах интернет почти везде является платным: как уточняют «Известия», бесплатно его предоставляет только авиакомпании Japan Airlines, как указывается на ее сайте. В России в ближайшем будущем бесплатного интернета на внутренних рейсах ожидать не следует, полагают в консалтинговой компании Bain & Company. Дело в том, что эта услуга финансируется во многом за счет доходов от международных и дальнемагистральных перевозок, а они на фоне пандемии восстанавливаются медленно. Так что у перевозчиков пока нет возможности тратить средства на инет для пассажиров.
По словам старшего эксперта авиационной практики Bain & Company Ольга Зуева, в перспективе услуга увеличит доход перевозчиков и будет способствовать росту лояльности пассажиров. Однако если требования пассажиров к скорости интернет-соединения не будут удовлетворяться, это может отрицательно сказаться на образе компании.
Что же касается стоимости доступа в Сеть, то, по мнению ряда экспертов, она значит не очень много. На коротких перелетах доступ этот не принципиален: если он будет и окажется недорогим, им станут пользоваться, если нет - обойдутся без него. Наличие услуги может влиять на выбор компании для полета, но ключевым этот фактор на коротких рейсах не сделается.
Эксперт Тимофей Клабуков (главный редактор интернет-газеты «Стриж», член Градостроительного совета, г. Ижевск) комментирует:
Оставаться на связи в ходе перелета для многих станет немаловажным фактором при выборе авиакомпании. Пять долларов, если учесть стоимость авиаперелетов, не сильно ударит по карману авиапассажиров. В настоящее время самый скромный обед на борту сейчас выходит дороже. Поэтому, думаю, услуга будет востребована. Особенно если те, кто ее предоставляет, заранее позаботятся о качестве. Также хочется надеяться, что в скором будущем авиакомпании станут предоставлять ее бесплатно.