Блок поправок к Лесному кодексу одобрен депутатами Государственной Думы во втором чтении. Поправки предусматривают создание в стране с 2023 года федеральной государственной информационной системы лесного комплекса, позволяющей отследить движение древесины от леса до конечного получателя. Предполагается, что это уменьшит количество незаконных сделок с лесом.
Предусмотрено также создание федерального лесного надзора, которые возьмет на себя обязанности региональных структур сферы. По мнению авторов поправок, это также позволит увеличить поступления в бюджет за счет штрафов за нарушения в сфере лесного хозяйства.
Предлагаемые поправки к Лесному кодексу стали самыми существенными с 2006 года, пишет газета «Коммерсантъ». Их авторами выступила группа депутатов во главе с вице-спикером Государственной Думы Алексеем Гордеевым и заместителем председателя Совета Федерации Юрием Воробьевым. На 20 января запланировано третье чтение законопроекта с поправками. В пояснительной записке к нему отмечается, что Россия, обладая 20% всех лесов планеты, имеет возможность ежегодно заготавливать около 730 миллионов кубометров древесины. При этом, по экспертным оценкам, объем нелегальной заготовки составляет от 10 до 30% от объема легальной.
Для усиления контроля над лесным комплексом и запланировано создать государственную информационную систему, которая будет фиксировать все операции с лесом. В нее будут загружать электронные сопроводительные документы на древесину, регистрировать и оптовые, и розничные сделки с ней и указывать этапы перегрузки и места складирования. Все операции, не отвечающие заявленным параметрам по объему леса или его составу, будут блокироваться, пояснил газете один из авторов законопроекта, председатель комитета Госдумы по природным ресурсам Николай Николаев.
«Мы знаем, что огромный объем незаконной древесины образуется на этапе транспортировки - бумажку с синей печатью можно показать и написать произвольно, откуда древесина. А сотрудник ДПС или любой другой проверяющий на дороге не сможет определить, действительно ли оттуда везут древесину», - отметил он. Николаев убежден, что система сделает невозможным такой способ легализации незаконно добытой древесины.
Создание системы обойдется в 7,4 миллиарда рублей, следует из экономического обоснования, приложенного к законопроекту. Ожидается, что система позволит предотвратить недополучение доходов в бюджет примерно на 5-16 миллиардов рублей ежегодно, а также увеличить налогооблагаемую базу.
Что же касается создания государственного лесного надзора, то передать соответствующие функции от регионов на федеральный уровень предлагается уже 2021 году. При этом потребуется нанять дополнительно 425 государственных инспекторов для проверки складов древесины. В финансово-экономическом обосновании к законопроекту указывается, что если каждый инспектор в среднем будет оформлять и доводить до суда приблизительно 30 об административных нарушениях за год, при среднем размере штрафа в 50 тысяч рублей это даст 650 миллионов рублей поступлений в бюджет ежегодно.
Ожидается, что новая система учета будет использовать данные государственного лесного реестра, который собирает данные о состоянии лесов со времен СССР. Но эти данные устарели на десятки лет, заявил газете эксперт «Гринписа России» Алексей Ярошенко. По его оценке, разница между данными и реальным положением дел может достигать 20% , причем «чаще всего на бумаге леса меньше, чем по факту». Это означает, что лесопользователям придется доказывать легальность неучтенной системой древесины или через суд, или путем изменений старых документов лесоустройства, и непонятно, как то или другое сделать. Для простых граждан также возрастают риски получения штрафа, если они, допустим, приобретя доски на розничном рынке в магазине, не возьмут с собой чек, указал эксперт.
В случае принятия законопроекта контроль должен распространяться и на продукцию переработки древесины, подчеркнули в одной из крупнейших на рынке компаний - группе «Илим». Это означает, что бизнесу придется нести дополнительные затраты на предоставление данных, и затраты эти пока нельзя даже оценить, так как не все детали еще прописаны. Кроме того, полагают в компании, объем электронного документооборота в системе возрастет примерно на 2 порядка, то есть 100 раз.
Эксперты не раз уже высказывались против проекта цифровизации лесного хозяйства. В беседе с «Давыдов.Индекс» об этом говорил и Александр Колотов, директор КРОЭО «ПЛОТИНА», российский координатор международной экологической коалиции «Реки без границ». По его мнению, «в ближайшей перспективе мы вряд ли увидим улучшение ситуации в лесном секторе нашей страны, потому что главные проблемы лесного хозяйства точно не решаются тотальным забюрокрачиванием оборота каждого кубометра древесины».
«Государство по-прежнему не отказывается от модели экстенсивного лесопользования, просто накладывает на лесозаготовителей дополнительное бремя цифровизации оборота своей продукции. По итогу лес будет также вырубаться и продаваться (пусть и по более высокой цене для компенсации новых затрат на учет и контроль) вместо того, чтобы стимулировать бизнес вкладываться в глубокую переработку древесины и интенсивное лесопользование», - убежден Александр Колотов.
Эксперт Александр Колотов (директор КРОЭО «ПЛОТИНА», российский координатор международной экологической коалиции «Реки без границ» (Rivers without Boundaries), Красноярск) комментирует:
Принятые во втором чтении поправки к Лесному кодексу создают стойкое впечатление того, что депутаты нашли новую палочку-выручалочку, способную одним махом решить все проблемы лесного комплекса России. Волшебная палочка зовется «цифровизацией лесного хозяйства», а выстругана она еще по образцу прошлого столетия, когда все проблемы отечественной экономики пытались решить исключительно путем учета и контроля.
Однако в ближайшей перспективе мы вряд ли увидим улучшение ситуации в лесном секторе нашей страны, потому что главные проблемы лесного хозяйства точно не решаются тотальным забюрокрачиванием оборота каждого кубометра древесины. Государство по-прежнему не отказывается от модели экстенсивного лесопользования, просто накладывает на лесозаготовителей дополнительное бремя цифровизации оборота своей продукции.
По итогу лес будет также вырубаться и продаваться (пусть и по более высокой цене для компенсации новых затрат на учет и контроль) вместо того, чтобы стимулировать бизнес вкладываться в глубокую переработку древесины и интенсивное лесопользование.