Московские школьники возвращаются к очному формату обучения. В результате заболеваемость коронавирусом может вырасти, и все же, по оценке опрошенных журналистами газеты «Известия» экспертов, это лучший период для смягчения ограничений: можно ожидать стабилизации показателей распространения заболевания, а весенние каникулы помогут смягчить эффект.
К тому же эксперту убеждены, что нельзя оставлять школьников на дистанционном обучении надолго.
Зимние каникулы в Москве для школьников были продлены по 17 января включительно. До их начала в школе очно учились с первого по пятый классы, а старшеклассники продолжали учиться удаленно. Такое ограничение было введено потому, что заболеваемость среди детей младшего школьного возраста и тяжесть переносимой имя формы коронавируса были невелики. Частным школам было рекомендовано перевести старшеклассников на дистант (и в этих школах некоторые продолжали ходить на занятия), для государственных решение городских властей носило обязательный характер.
А 14 января мэр Москвы Сергей Собянин в своем блоге сообщил о возвращении школ к обычному формату обучения с 18 января. Заблокированные ранее транспортные карты школьников к этому времени будут разблокированы, пообещал он. Мэр признал, что риск роста заболеваемости среди школьников остается достаточно большим, и продлил до 21 января 2021 года ограничения для вузов, колледжей, учреждений дополнительного образования и спортшкол. Они еще неделю будут работать в дистанционном формате или оставаться на каникулах.
Московские школы готовы к возвращению детей и располагает всем необходимым для организации учебы с соблюдением требований Роспотребнадзора, заявили «Известиям» в городском департаменте образования и науки. Там отметили, что в школах учащимся и педагогам по-прежнему ежедневно измеряют температуру, регулярно убираются с дезинфицирующими средствами, учителя носят маски, а скученности детей избегают, используя несколько входов в здание. В школах установлены дозаторы с антисептиками и бактерицидные лампы для обеззараживания помещений, а детей или педагогов с повышенной температурой и симптомами ОРВИ изолируют и вызывают «скорую».
Обучение для заболевших и отправленных на карантин при заболевании одноклассников школьников будет организовано с помощью Московской электронной школы, уточнили в департаменте. Пожилые учителя получили возможность выбрать, преподавать дистанционное или вернуться к обычному формату, рассказала депутат Мосгордумы, директор школы № 2098 Надежда Перфилова.
Что касается заболеваемости, то ее роста, безусловно, следует ждать, так как школьники редко соблюдают эпидемиологические ограничения, отметил руководитель лаборатории геномной инженерии МФТИ Павел Волчков. В то же время он считает решение об отмене дистанта важным, поскольку качество образования уже заметно пострадало от перехода на удаленное обучение. «Это понятное послабление с заботой о будущем, чтобы мы не получили проблем с выпускниками, которые по понятным причинам не имеют достаточно знаний», - цитирует газета слова эксперта.
Нежелательным для школьников считает длительное пребывание на дистанционном обучении и член комитета Госдумы по образованию и науке Лариса Тутова. Она отмечает, что детям необходимо живое, а не виртуальное общение.
Всего по стране сейчас закрыты примерно 0,02% школ - такие данные сообщили журналистам информационного агентства РИА Новости в Министерстве просвещения данные на 12 января. На дистанционном обучении при этом остаются 0,07% школьников.
В настоящее время в России скорость прироста зараженных коронавирусом понемногу уменьшается, но смертность растет. 14 января было зафиксировано наибольшее число умерших от вируса за сутки - 570 человек, сообщало информационное агентство РБК. Как поясняют вирусологи, выросшая смертность связана с подъемом заболеваемости, произошедшем ранее.
Пока в Москве заметного снижения уровни госпитализации с коронавирусом не наблюдалось, указал в своем блоге Сергей Собянин. Мэр отметил, что, по оценке эпидемиологов, неделя после выхода школьников с длинных новогодних каникул во многом станет решающей для принятия решений по ограничениям на будущее. К нормальной жизни Москва сможет вернуться к концу весны, если население будет прививаться от коронавируса, полагает мэр.
Эксперт Ольга Заславская (доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель школы РФ, завкафедрой теории и методики образования Тульского госуниверситета, Тула) комментирует:
О последствиях возвращения школьников за парты для их здоровья и общей ситуации с пандемией скажут медики. О том, что дистанционное обучение стало фактором изменений педагогической ситуации, разнообразно высказываются педагоги, родители и сами учащиеся. В основном эти высказывания имеют негативный характер. Однако, думаю, что и для положительных мнений на этот счет тоже есть место. В качестве таких положительных последствий дистанта назову развитие у детей всех возрастов навыков самостоятельной работы, умений и опыта планировать свой рабочий день и реализовывать запланированное. Дети по-новому осознали, что учеба - это их работа и их ответственность.
Мы много говорим о необходимости выстраивать для каждого ученика индивидуальную траекторию развития в учебном процессе. В условиях дистанционного обучения эта персональная траектория сама собой выстраивается под влиянием обстоятельств учения: ученик чаще, чем в традиционной учебной ситуации, остается один на один с учебной задачей, и путь к ее решению ему придется, скорее всего, прокладывать самостоятельно.
Этому способствует и то, что давняя учительская проблема, как работать в классе одновременно и фронтально, и индивидуально, в условиях дистанта приобретает особую остроту. Таким образом, дистанционный карантин, на мой взгляд, - это такие новые педагогические обстоятельства, которые способны стать для детей источником нового опыта труда и творческих достижений.