Вирус и цены. Чем вызван дефицит лекарств для хронических больных

Dec 21, 2020 18:42



Дефицит 42 лекарственных препаратов, в том числе необходимых хронически больным и проходящим лечение от коронавируса, наблюдается в России уже несколько месяцев. О проблеме заговорили во Всероссийском союзе пациентов (ВСП), отмечает газета «Известия». В организации считают необходимым увеличить финансирование и объемы производства отечественных лекарств, а также скорректировать механизм регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.

Собственно, одной из причин нехватки стало то, что ряд препаратов был включен в рекомендации лечению людей с коронавирусом, и это увеличило спрос на лекарства. В результате люди с тяжелыми нарушениями здоровья остались без нужной медикаментозной поддержки, и вопрос требует срочного решения, отмечают в ВСП. Руководство союза от лица 20 пациентских объединений направило соответствующее обращение президенту Российской Федерации Владимиру Путину, правительству РФ, Министерству здравоохранения и Министерству промышленности и торговли РФ.

В письме, текст которого есть в распоряжении газеты, перечислены препараты, которых в России не хватает. Там указано, что проблема возникла с августа 2020 года, и в число дефицитных попали лекарства, используемые для лечения онкологических больных, пациентов с муковисцидозом, рассеянным склерозом, ревматическими заболеваниями, первичным иммунодефицитом и другими тяжелыми болезнями. При этом на запросы профильных НКО не раз отвечали, будто проблемы не существует, указал сопредседатель ВСП Юрий Жулев.

По утверждению экспертов ВСП, лекарства из числа тех, которые стали применять для лечения от коронавируса, начали исчезать из аптек в апреле. В частности, это происходило с антибиотиками левофлоксацином и азитромицином, антикоагулянтом эноксапарином натрия, противоопухолевыми и иммуносупрессивными препаратами (гидроксихлорохином и тоцилизумабом, например). А с сентября проблема стала обостряться.

Оценка фактического спроса и распределение лекарств между нуждающимися в них осложнились, заявил Жулев. Положение усугубляется тем, что некоторыми препаратами можно лечить только в стационаре, а те в основном заняты больными коронавирусом, добавила председатель правления межрегиональной общественной организации «Помощь больным муковисцидозом», председатель правления Всероссийской организации редких (орфанных) заболеваний Ирина Мясникова.

В различных регионах заметно затруднились поиски лекарств для ревматологических пациентов, рассказала газете член президиума российской ревматологической ассоциации «Надежда» Полина Пчельникова. По ее словам, некоторые относительно недорогие средства перестали производить в России или поставлять в нее (в том числе из-за слишком низкой предельной отпускной цены и введения маркировки), но, кроме того, наблюдается и существенный дефицит финансирования.

Кое-какие исчезнувшие из продажи препараты, как, например, метилпреднизолон и натализумаб, нужны больным с рассеянным склерозом, но этих лекарств не осталось даже в больницах, уточнил сопредседатель ВСП, президент Общероссийской общественной организации инвалидов - больных рассеянным склерозом Ян Власов. По его словам, натализумаб в начале 2021 года может оказаться в дефиците в половине регионов.

А онкологи говорят, что в их сфере деятельности дефицит лекарств наблюдается уже два года. Проблему нехватки отдельных препаратов (в частности, аспарагиназы) удалось решить временно, когда из резервного фонда правительства оплатили партию лекарства. Однако эта партия скоро кончится. Еще одно лекарство отсутствует, так как не зарегистрировано в России. Действительно, обещанная регистрация онкаспара в России по сию пору не состоялась, сообщил детский гематолог, член-корреспондент РАН, профессор Алексей Масчан. Он также указал на дополнительный один аспект проблемы - использование дженериков непроверенного качества вместо нужного лекарства.

Некоторые лекарства незаменимы, но отсутствуют на рынке, хотя в России зарегистрированы - как, например, цитарабин, митоксантрон, идарубицин, этопозид, добавил он.

А нехватка препаратов для лечения хронических заболеваний, не связанных с коронавирусом, связана с недостаточным финансированием - так как в целом система здравоохранения стала более затратной во время пандемии, объяснили «Известиям» во Всероссийском союзе пациентов. На ситуацию повлияла импортозависимость: ряд лекарств поставляются из-за границы или производятся из сырья, приобретенного за рубежом. Сказалось и повышение цен на мировом рынке из-за пандемии. И до сих пор неясно, сможет ли кабмин принять упреждающие меры для решения этого вопроса.

Эксперт Алексей Ульянов (директор Института повышения конкурентоспособности, г. Москва) комментирует:

Рынок лекарств России разбивается на две большие группы, грубо говоря, очень разные между собой - это закупки частные( рыночные) для аптек и частных клиник и государственные закупки для больниц и учреждений здравоохранения. Для государственных и муниципальных учреждений лекарства закупаются в рамках 44 федерального закона.

Неэффективная, «кривая» система госзакупок, выстроенная прежним руководством Федеральной антимонопольной службы, негативным образом влияет на рынок, поскольку искажения огромные. Причем они наносят вред и национальной безопасности, и здоровью наших граждан, потому что Артемьевым и его людьми создана система, когда по сути, вымываются поставщики качественных лекарств с рынка. При этой системе некачественные лекарства покупаются по завышенным ценам, а закупочные аукционы приводят к тому, что рынок монополизируется в руках сомнительных структур, поставляющих эти некачественные лекарства, по завышенным ценам. Именно отсюда происходит дефицит лекарств.

Если лучшие поставщики лекарств в течение последних десятилетий выталкивались с рынка - как не быть дефициту. Еще раз подчеркну - основная проблема нехватки лекарств в том, что у нас несовершенная система госзакупок, и, к сожалению, архитекторы этой системы до сих пор не понесли ответственности. Надеюсь, что новый руководитель ФАС не только зачистит авгиевы конюшни, но и примет персональные кадровые решения по команде Артемьева, которая засиделась в ФАС.

коронавирус, лекарства

Previous post Next post
Up