Общая сумма задолженности по жилищно-коммунальным платежам в 2021 году в России может вырасти в полтора раза в сравнении с 2020 годом. К этому может привести невозможность для управляющих компаний взыскивать просрочки через суд, объяснили эксперты журналистам газеты «Известия».
Дело в том, что с начала 2021 года при подаче иска нужно будет указать какой-то из идентификаторов должника (например, ИНН, серию и номер паспорта или СНИЛС), а управляющим компаниям запрещено получать персональные данные граждан.
Между тем речь идет о достаточно существенных суммах: только в конце 2020 года общий объем задолженности по ЖКУ может достигнуть 1,6 триллиона рублей, подчитали эксперты. В связи с этим ассоциация управляющих компаний «Некоммерческое партнерство «Национальный жилищный конгресс»» обратилась в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ с предложением не применять правило об указании идентификаторов до 2023 года и дать управляющим компаниям право получать данные о жильцах из Государственной информационной системы ЖКХ.
Норма, запрещающая подавать иск без указания идентификаторов ответчика, содержится в принятом в 2019 году федеральном законе №451. Вводилась она для того, чтобы добросовестного плательщика не могли ошибочно принять за должника, пояснил газете управляющий партнер адвокатского бюро «Бишенов и партнеры» Алим Бишенов. А чтобы из-за этого поставщики ресурсов и управляющие компании не оказались в сложном положении, так как не имеют права официально получать такие данные о должниках, устанавливалась отсрочка. Она истекает к 2021 году, но вопрос еще не решен.
Прогноз о росте в 2021 году общей суммы задолженности за ЖКУ на половину из-за невозможности взыскать долги через суд сделала директор ассоциации УК НП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая. Она пояснила, что задолженность заметно выросла уже во время весеннего локдауна, как только предложили отменить пени за просрочку оплаты. И верно, газета уже писала, что с марта по июнь в ряде городов собираемость платы за ЖКУ сократилась до 60%. А на фоне продолжение пандемии и исчезновения для управляющих компаний возможности обращаться в суд по задолженностям можно ожидать дальнейшего ухудшения ситуации.
Отсрочку для управляющих компаний действительно нужно продлять, пока не найдут иного решения, заявил «Известиям» первый заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов. В Минстрое же журналистов заверили, что уже разработали проект закона, регулирующего получение персональных данных поставщиками ЖКУ, и внесли его в правительство. Правда, он включает в себя ряд и норм, которые не согласовывает Министерство юстиции РФ, указала председатель экспертного совета думского комитета по жилищной политике и ЖКХ Ирина Булгакова. Это означает задержку при принятии документа. А вот инициативу ассоциации управляющих компаний можно реализовать быстро.
Рассмотреть ее можно, но есть и иные варианты решения проблемы, говорит Пахомов. Один из них зафиксирован в законопроекте, внесенном в Думу летом 2019 года и пока не прошедшем первое чтение. Проект закона предлагает идентификацию через номер единого лицевого счета в ГИС ЖКХ, что позволит не передавать персональные данные. А можно передать судам обязанность запрашивать идентификаторы должников. Такую идею высказала, в частности, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. Этот подход избавит от риска утечек персональных данных, считает она.
Хорошо было бы дать управляющим компаниям возможность получать персональные данные и предложить им понятную процедуру их хранения и обработки, сказала газете директор департамента управления жилой недвижимостью Professional FM Анна Полякова. Другим приемлемым вариантом она считает возможность снять эти обязательства с компаний и возложить на компетентные органы.
Эксперт Дмитрий Рожин (президент регионального фонда развития ЖКХ, председатель правления Свердловской областной общественной организации «Правовая основа», г. Екатеринбург) комментирует:
Не согласен с тем, что управляющие компании не смогут обращаться в суды. Это в принципе неверно. Могут возникнуть сложности, но не более. Управляющие компании уже обладают персональными данными жителей, поскольку при выборе управляющей компании эти данные собираются и аккумулируются. Соответственно, управляющие компании знают своих должников. Ситуация может измениться лишь при смене собственника жилья, но не более.
То, что стоимость услуг будет расти, это, к сожалению, факт. Отрасль ЖКХ очень пострадала, прежде всего, от падения доходов населения, введения моратория на штрафы, запретов на отключения. Все это в итоге сказалось на росте задолженности сферы ЖКХ. Ждать, что граждане по окончании моратория либо в новом году погасят долги - это иллюзии, максимум, чего стоит ожидать - это частичного погашения незначительной частью населения. Чтобы в целом исправить ситуацию, нужны реформы, в том числе и в сфере ЖКХ. Возможно, нужна помощь государства - субсидирование управляющих компаний, освобождение от налогов.
Сфера ЖКХ сама не восстановится. А в случае непринятия мер по ее восстановлению нас ждет большое количество банкротств, что особо отразится на таких организациях, как ТСЖ. Планируемое повышение тарифов вообще приведет к ситуации, когда работа системы ЖКХ выйдет из-под контроля. В целом все, что отражено в материале статьи, - это посыл о необходимости информатизации системы ЖКХ. То есть, по моему мнению, вместо конкретных реформ самой системы по сути хотят сделать цифру, потратить деньги, что в реалиях пользы ни потребителю, ни управляющим компаниям не принесет.