Реформа направляющих. В России корректируют систему институтов развития

Nov 23, 2020 17:29



В России начинается реформа системы институтов развития - ожидается, что о ней будет объявлено в третьей декаде ноября, тогда же будут подписаны соответствующие постановления правительства. Как пишет газета «Коммерсантъ», реформу готовили в правительстве Мишустина с лета 2020 года. Авторами ее СМИ называют первого вице-премьер Андрея Белоусова и руководителя аппарата правительства, вице-премьера Дмитрия Григоренко.

Институты развития как структуры, задачей которых является стимулирование инновационных процессов, существуют во многих странах. Будучи инструментом государственной политики по обеспечению устойчивого роста экономики и преодоления провалов рынка, они часто начинают формироваться стихийно. Так было и в России, где первые организации этого рода стали возникать еще в начале 1990-х годов, напоминает интернет-издание «Капитал страны». Например, первый в России технопарк «Томский научно-технический парк» был создан в 1990 году.

Однако создание этих институтов без четко продуманных программ вклада их в реализацию долгосрочных приоритетов страны имеет свои недостатки, в числе которых - не самая высокая эффективность действия и не лучшее расходование средств. Как сообщил информационному агентству РБК один из источников, близких к правительству, теперь систему институтов развития хотят изменить так, чтобы создать единые механизмы управления ими, избавиться от пересечения их функций с функциями органов власти и коммерческих компаний и «увязать цели институтов с целями национального развития России».

В рамках реформы предполагается упразднить восемь структур: Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ), Фонд развития моногородов, АО «Особые экономические зоны», Росинфокоминвест, Агентство по технологическому развитию и трех структур, отвечавших за развитие Дальнего Востока: Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике (АРЧК), Фонда развития Дальнего Востока и Арктики и Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АПИ). В целом же запланировано создать на базе ВЭБ.РФ единый институт развития, передав ему функции упраздняемых структур, объединить институты со схожими видами деятельности, но сохранить те из них, которые имеют специальные задачи.

В управление ВЭБ.РФ в ходе реформы должны передать Российский экспортный центр, корпорацию МСП, ЭКСАР, Фонд развития промышленности, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, фонд «Сколково», «Роснано» и Фонд инфраструктурных и образовательных программ, сообщает сайт газеты «Известия».

Что касается объединений институтов со схожими видами деятельности, то, по данным источников РБК, предполагается создать универсальный банк, слив банк «Дом.РФ» и МСП Банк. Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК) и «ВЭБ-лизинг» планируют преобразовать вместе в Единую лизинговую компанию. Фонд защиты дольщиков хотят включить в состав Фонда ЖКХ, Российский фонд фундаментальных исследований - присоединить к Российскому научному фонду, а Российскую венчурную компанию (РВК) передать в управление к РФПИ.

При этом 12 институтов развития сохранят прежние функции и статус, так как являются достаточно специализированными. Это «Ростех», «Росатом», «Роскосмос», Россельхозбанк, «Росагролизинг», «Российский экологический оператор», «Автодор», Агентство по страхованию вкладов, «Дом.РФ», Корпорация развития Дальнего Востока, Корпорация развития Северного Кавказа и государственная компания «Курорты Северного Кавказа», на основе которой намечено создать Корпорацию развития внутреннего туризма. Как указывает «Коммерсантъ», эти институты развития не будут конкурировать с единым, который будет создан на базе ВЭБ.РФ.

Вообще говоря, эта реформа неожиданной не является - тема невысокой эффективности существующей системы институтов развития поднималась достаточно давно и на довольно высоком уровне. Вопрос не раз затрагивали депутаты, а в 2017 году Татьяна Голикова, руководившая тогда Счетной палатой, говорила, что за примерно пять лет на институты развития было направлено около 5 триллионов рублей, но «сроки реализации их инвестиционных программ всегда вызывают большие вопросы».

«Причем парадокс, но как только туда замешиваются бюджетные средства, почему-то эффективность их начинает снижаться», - приводило информационное агентство ТАСС ее слова. Тогда же Голикова высказала мысль о том, что, возможно, стоит от каких-то институтов развития отказаться, а другие поддерживать активнее. По ее мнению, именно тогда станет возможно «делать более эффективные вложения».

СМИ отмечают, что кадровые решения в для реформы не являются определяющими: кабмин намерен заново выстроить именно структуру институтов развития, сделав ее более логичной и стройной. Всего же, по информации «Коммерсанта», их примерно 40 таких структур останется половина, а кадровые вопросы будут решаться постепенно, в ходе работы системы по новой схеме.

Эксперт Артур Щеглов (управляющий партнер Стратегической группы «Гиперион», координатор «Инфраструктурного клуба», Москва) комментирует:

Считаю, что оптимизация числа институтов развития является необходимой, возможно, даже немного перезревшей задачей. Так из 40 существующих институтов развития в новостную повестку попадает в лучшем случае 10 организаций. Деятельность остальных находится в серой информационной зоне. При этом периодически возникают сообщения о коррупции и нецелевых тратах в тех или иных институтах развития.

Последние десять лет создание института развития и получение возможности его возглавить было своего рода соревнованием, в рамках которого можно было продемонстрировать собственный политический и медийный вес, а также уровень связей. Поэтому, выиграв соревнование, не всегда было понятно, что делать дальше. В связи с чем и сформировалась столь разрозненная структура институтов развития, которую оказалось проблематично объединить в единую систему с понятной иерархией.

Встраивание институтов развития в общую логику национальных целей развития является, безусловно, важной задачей, только возникает вопрос: а что, ранее их деятельность не соответствовала установленному курсу?

В рамках реорганизации ВЭБ.РФ кратно усиливает свои позиции и становится не просто «единым институтом развития», а неким супер-министерством с практически неограниченными финансовыми ресурсами и перечнем интересов. Будет здорово, если ВЭБу удастся переварить и эффективно интегрировать в себя новые структуры, но не приведет ли это к дисбалансу сил? Время покажет.

реформы, Мишустин

Previous post Next post
Up