Спад российской экономики в третьем квартале 2020 года был вдвое меньше, чем во втором, свидетельствует первая оценка Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
Экономисты связывают эти перемены с отменой ограничений в потребительском секторе, пересмотром результатов в промышленности и хорошими агрокультурными показателями. Вместе с тем они ожидают дальнейшего сжатия экономики в четвертом квартале, и предсказать его масштабы пока затруднительно, пишет газета «Коммерсантъ».
Вывод Росстата на основе предварительных данных таков: с июля по сентябрь ВВП России сократился на 3,6% в годовом выражении. Такой же показатель фигурировал в консенсус-прогнозе экспертов информационного агентства «Интерфакс». Кроме того, вариант Росстата оказался в границах ожиданий Банка России, прогнозировавшего снижение на 3-4%, и незначительно разошелся с прогнозом Министерства экономического развития, которое в публикации на своем сайте говорило о вероятном снижении ВВП на 3,8%. Более подробные данные Росстат намерен представить 11 декабря.
Как пояснил газете президент Центра стратегических разработок (ЦСР) Владислав Онищенко, следует понимать, что первая оценка ВВП проводилась на основании данных от крупных и средних предприятий, а учет деятельности малого бизнеса проведут только в середине 2021 года. Однако этот учет, по его словам, может «привести к корректировке показателей в сторону ухудшения», так как именно малый и средний бизнес более всего пострадали от ограничений, вводившихся для борьбы с распространением коронавируса.
Опрошенные газетой эксперты полагают, что динамика изменений ВВП улучшилась в первую очередь из-за снятия ограничений на частное потребление, а также социальной поддержки граждан государством. По оценке аналитиков ING Wholesale Banking, это замедлило спад потребления (он сократился с 16% во втором квартале до 2,5% в третьем). В результате российский ВВП подрос на 4 процентных пункта.
Еще на 0,4 процентного пункта экономика РФ подросла в третьем квартале после пересмотра Росстатом оценок промышленного производства. Как отмечают экономисты, позитивную динамику ВВП поддержало и сельское хозяйство, которое в третьем квартале выросло на 2,7%. В то же эксперты согласились в том, что показатели третьего квартала не компенсировали падения, которое наблюдалось с апреля по июнь.
Что касается динамики в рамках года, то ее оценить пока не удается из-за сложностей с календарным учетом. Действительно, часть дней второго квартала были нерабочими официально, а для ряда предприятий нерабочими оказался и более значительный период; другие же компании сокращали рабочий день и переводили сотрудников на дистанционный формат работы, и это осложняет учет.
По мнению заместителя руководителя Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ Олега Засова, рост ВВП в третьем квартале по сравнению со вторым (с учетом сезонных и календарных факторов) достигал 4,4% - после спада на 7,8% во втором квартале в сравнении с первым. А по оценке Росстата, в течение второго квартала с учетом сезонности экономика сжалась лишь на 3,2%. Столь значительная разница в оценках динамики во втором квартале объясняется разными представлениями экспертов о том, как следует учитывать особенности календарности в эти три месяца.
Тем не менее, опрошенные газетой экономисты уверены, что спад в четвертом квартале продолжится. Олег Засов ожидает, что ВВП с учетом сезонности и календарности снова вернется к спаду на 0,6%. Глава ЦСР Владислав Онищенко указывает на то, что внешние факторы (сокращение мирового спроса, рост цен на импортное оборудование из-за снижения рубля, ужесточение антивирусных ограничений в мире) сохранят негативное влияние. В целом же, по его мнению, рост российской экономики будет зависеть от решений региональных властей об ограничениях в ходе второй волны пандемии.
В Банке России же полагают, что в среднесрочной перспективе станет заметнее дезинфляционное влияние спроса, передает информационное агентство ТАСС. Это влияние усиливается на фоне обострения эпидемической ситуации, отмечают аналитики ЦБ.