В Москве начнут работу дорожные видеокамеры, способные распознать телефоны в руках водителей автомобилей и тот факт, пристегнут ли человек за рулем ремнем безопасности. Об этом журналистам сообщили в мэрии. Точной даты начала работы камер при этом не назвали, но заявили, что восемь таких устройств уже установлено на улицах города.
Новые камеры, по словам представителей мэрии, способны снимать со скоростью до 25 кадров в секунду. Они подключены к системе, которая на основе нейросетей и Big Data якобы способна без ошибки распознавать детали фото. Как пишет газета «Коммерсантъ», чиновники заверили журналистов, что система полгода отработала в пробном режиме и была сертифицирована. Опрошенные журналистами эксперты выразили недоумение, как смогут водители доказать свою невиновность в ведении переписки во время движения, если, например, используют смартфон как навигатор.
Предполагается, что на основе фотоснимков и алгоритма определения нарушений, которым наделена система, инспекторы будут выписывать штрафы. Их будут назначать не только за разговоры во время вождения, но и за переписки. Водители при этом будут получать фотографию момента нарушения - лицо будет размыто для защиты персональных данных, а детали, на основе которых система фиксирует нарушение, будут видны. Оригинал изображения сохранится в базе ГИБДД.
Водителям запретили использовать телефон во время движения без системы hands free в 2001 году. Это ограничение было включено в правила дорожного движения, а с 2007 года в Кодексе об административных нарушениях (статья 12.36.1) был прописан штраф за нарушение в размере 300 рублей. С 2013 года действует штраф в 1500 рублей. Тогда же были введены штрафы за неиспользование ремней безопасности - нарушитель этого правила должен был заплатить 1000 рублей.
Кстати, в трех регионах - Воронежской и Тамбовской областях, а также в Татарстане - штрафы за такое нарушение уже в 2013 году стали выписывать на основе фотографий с дорожных камер. ГИБДД запретило это делать, так как камеры тогда не были сертифицированы для выявления подобных нарушений. Однако в марте 2020 года СМИ начали писать о том, что автоинспекция планируют начать применять камеры с софтом на основе нейросетей.
По сведениям «Коммерсанта», новую камеру создали в корпорации «Строй Инвест Проект» (она же разрабатывала камеры «Стрелка», «Стрелка плюс», «Блокпост Стрелка», «Стрелка 360»). Испытывали ее Центр организации дорожного движения Москвы и столичное управление ГИБДД, при этом штрафы, как и обещали, не выносились.
Технические характеристики современных комплексов фотовидеофиксации позволяют делать четкие снимки водителей, подтвердили журналистам в Ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «Око». «Качество самих изображений достаточно высокое, но для фиксации телефона в руке водителя за рулем или не пристегнутого ремня необходимо наличие нейросети на самом комплексе», - уточнил заместитель гендиректора «МВС груп», оператора комплексов фотовидеофиксации в Подмосковье Михаил Родионов.
В то же время эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман пояснил, что сертифицировать камеры и связанное с ними оборудование как приборы для «распознавания ремней и телефона» нельзя, пока не существует соответствующего госстандарта. А координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов заявил, что не понимает, как водителям доказывать свою невиновность при использовании телефонов в роли навигаторов. Он добавил, что сходная практика выписывания штрафов в ряде стран уже привела к тому, что водители стали класть смартфоны на колени, а это грозит ростом аварийности.
Что касается ремней безопасности, то ясности в том, как камеры будут их различать, если водитель одет в темное и освещение вокруг недостаточное, тоже нет. В департаменте транспорта Москвы, правда, всякие «сомнения в виновности» обещали трактовать в пользу водителей. Однако Григорий Шухман все же считает возможным массовое выписывание штрафов водителям уже в ближайшее время. Он подчеркивает, что в отсутствие иных доказательств, кроме фото с камер, обжаловать выписанный штраф водителям не удастся. По его мнению, помочь тут сможет, пожалуй, только собственный видеорегистратор - если он фиксирует происходящее не на дороге, а в салоне машины.