Российские регионы могут получить право наращивать дефицит бюджета и долг в 2021 году, передает информационное агентство РБК. Поручение разработать критерии возможности такого повышения дал правительству РФ совместно с профильной рабочей группой Госсовета президент Российской Федерации Владимир Путин.
Поручение должно быть выполнено до 15 января 2021 года, следует из перечня поручений главы государства по итогам сентябрьского президиума Госсовета.
К настоящему моменту предельно допустимые показатели дефицита бюджета и объема государственного долга для регионов определяются в основном соглашениями 2017 года о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам. Соглашения действуют для подавляющего большинства российских регионов. При этом для каждого из них обозначены свои лимиты бюджетного дефицита и долга.
Однако мировой экономический кризис, начавшийся в результате пандемии коронавируса и мер борьбы с распространением инфекции, затронул и Россию: регионы столкнулись с выпадением значительной части доходов и с необходимостью компенсировать их. В связи с этим еще в апреле 2020 года глава российского государства утвердил поправки в Бюджетный кодекс, разрешающие субъектам Федерации в этом году привлечь дополнительные заимствования на рынке - для возмещения выпадающих доходов и финансирования расходов, связанные с пандемией.
Эта мера, впрочем, оказалась не столь эффективной, сколь рассчитывали в регионах, поскольку Минфин и правительство ограничили дополнительные займы 74 миллиардами рублей. Что, по сути, означает менее 1 миллиарда в среднем на каждый субъект, подчеркнули в разговорах с журналистами РБК собеседники в региональных финансовых ведомствах. Там уточнили, что соглашения ограничивают регионы в использовании заемных средств, в то время как борьба с распространением вируса и лечение заболевших требует дополнительных расходов.
Теперь же Путин поручил оценить недополученные регионами доходы в сравнении с 2019 годом и влияние принятых антивирусных мер на бюджеты регионов. В Минфине журналистам сообщили, что по итогам исполнения консолидированных бюджетов регионов на 1 сентября 2020 года налоговые и неналоговые доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились 512,3 миллиарда рублей.
Таким образом, очевидно, что достигнуть установленных соглашениями показателей в деле оздоровления финансов регионам не удастся. В то же время для того, чтобы субъектам Федерации не пришлось нести ответственность за неисполнение заведомо невыполнимой в подобных условиях задачи, заведомо невыполнимой задачи, нужны некие критерии оценки.
Сейчас в соглашениях о реструктуризации прописана ответственность за превышение лимитов по дефициту и госдолгу: в частности, наказание вплоть до увольнения могут понести руководители финансовых органов субъектов.
Путин также поручил правительству рассмотреть возможность сохранить в 2021 году объем дотаций на сбалансированность бюджетов регионов на уровне не ниже уровня 2020 года. Кроме того, президент предложил также увеличить срок предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов со 180 до 240 дней.
Ожидается, что в 2020 году дотации на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов достигнут 272,4 миллиарда рублей. Это указано в сводной бюджетной росписи на 1 сентября 2020 года. Однако в 2021 году такие дотации должны сократиться до 42,8 миллиардов рублей, указано в проекте федерального бюджета на ближайшие три года. Так что если решение по поводу дотаций будет принято, Минфину придется найти где-то еще около 230 миллиардов рублей на поддержку регионов в 2021 году.
Кстати, по сообщению СМИ, правительство, фактически, уже запустило механизм списания долгов регионам. Об этом на совещании с вице-премьерами 26 октября сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Как пояснило информационное агентство REGNUM, списывать долги по бюджетным кредитам регионам будут в том случае, если средства будут направлены на создание инфраструктурных объектов. Правила определения инвестпроектов уже утверждены, добавил премьер.
Эксперт Сергей Леонов (член Совета Федерации от Смоленской области) комментирует:
Долги региональных бюджетов перед федеральным бюджетом либо перед коммерческими банками --история достаточно долгая, много обсуждается, в том числе и в Совете Федераций. Безусловно, с учетом пандемии налогооблагаемая база в субъектах Федерации снижается. Налоговые поступления, соответственно, тоже уменьшаются. После первой волны пострадали многие предприятия, спад наблюдался практически во всех секторах экономики, все это отразилось на пополнении бюджетов. Правительство РФ принимало ряд мер, в том числе направленных на стимулирование экономики и на помощь предприятиям. В том числе выделялись средства на помощь субъектам Российской Федерации на борьбу с COVID-19.
К сожалению, данные финансовые средства хоть и повлияли положительно, не смогли в полном объеме профинансировать потери российских бюджетов. Считаю, что решение о разрешении регионам наращивать долги из-за пандемии с одной стороны экстремальное, с другой - его можно было бы заменить на списание долгов перед федеральным бюджетом. В структуре региональных долгов заимствование у федерального бюджета доходит до 70%, в разных регионах по-разному. И если списать эти долги, то перекос в структуре долга резко изменится, это оздоровит экономику субъектов.
Второй момент касается кредитов коммерческих банков. В стране в целом, в банковской системе деньги есть. Но почему-то коммерческие банки кредитуют субъектов Российской Федерации под 10-12% годовых. При низкой ставке рефинансирования это очень высокие ставки. Причем эти кредиты даются субъектам РФ, которые в целом не рисковые и проблем с выплатами не имеют. Потому что в первую очередь в бюджетах заложено обслуживание долгов по банковским кредитам. Конечно, в данном случае нужно разговаривать с Центральным банком, с регуляторами, с коммерческими банками, чтобы в период такой сложной экономической ситуации, как сейчас, выдавать кредиты с меньшей ставкой, не более 6-7%. Я уже не говорю о том, чтобы часть коммерческих кредитов, которые сейчас уже есть в пакете у регионов, заменить на федеральные средства.
Если бы было принято и такое решение, то это резко оздоровило бы экономику регионов. А средства, которые тратятся сейчас на обслуживание долга перед коммерческими банками, могли бы пойти не на поддержку банковской системы, а на поддержку населения. Еще один важный момент касается крупных отраслевых компаний, в том числе и с государственным участием. В период пандемии пострадали не только коммерческие предприятия, но и муниципальные. Например, трамвайные и троллейбусные депо, городские водоканалы. А что делают сейчас энергетические компании? Они насчитывают пени на долги этих предприятий и взыскивают их через суд. То есть основной долг не гасится, а пени предприятия вынуждены платить. Поэтому, на мой взгляд, нужно не наживаться на пандемии, как это сейчас делают банки и крупные отраслевые компании, а решать вопрос в интересах тех, кто пострадал.