Восемь президентских законопроектов - пять в первом и три во втором чтении - рассмотрела и одобрила 21 октября Госдума. Пакет документов нацелен на развитие обновленной Конституции; президент РФ Владимир Путин внес эти законопроекты 22 сентября.
При голосовании против их принятия практически не возражали: как пишет газета «Коммерсантъ», коммунисты не стали участвовать в нем по проекту, вызвавшему у них нарекания.
Процесс развития Конституции в России связан с принятием летом 2020 года поправок в целый ряд статей основного закона страны. После всероссийского голосования, на котором граждане поддержали принятие поправок, президент утвердил их, а парламентарии начали прорабатывать соответствующие законопроекты.
Наиболее дискуссионным парламентарии посчитали законопроект, вносящий многочисленные поправки к закону «О Конституционном суде». Именно против него у фракции КПРФ было больше всего возражений, однако при голосовании она воздержалась от критики и не практически участвовала в подаче голосов. Поправки к конституционному закону «О правительстве» и к закону о прокуратуре не вызвали такого количества возражений.
Все эти три документа прошли второе чтение. В первом же чтении были приняты поправки к законам «О безопасности», «Об уполномоченном по правам человека», «О Федеральной службе безопасности», «О внешней разведке» и еще к нескольким федеральным законам.
Законопроект, закрепляющий новый порядок формирования правительства, мало изменился по сравнению с версией первого чтения, отмечает газета. Документ был поправлен в части сроков рассмотрения Советом Федерации кандидатов в министры силового блока. Сенаторы просили увеличить этот срок с недели до двух, чтобы иметь возможность обсудить кандидатов на заседании Совфеда, однако позже отказались от своей просьбы. Как пояснил Андрей Клишас, глава комитета СФ по конституционному законодательству, они решили синхронизировать сроки рассмотрения кандидатов в министры с Госдумой, которая готова делать это в течение недели. В итоге поправка была снята. Новая версия документа опубликована на сайте системы обеспечения законодательной деятельности Госдумы.
Представители КПРФ Николай Коломейцев и Юрий Синельщиков предлагали запретить президенту повторно вносить отклоненные Думой кандидатуры, но не нашли поддержки. Они также не добились внесения поправки о запрете для членов правительства иметь имущество за границей. За принятие законопроекта во втором чтении проголосовали 357 депутатов, двое воздержались.
Законопроект, касающийся Конституционного суда, подвергся наибольшей переработке. Андрей Клишас и Павел Крашенинников, глава комитета Думы по законодательству, предложили 23 поправки к версии первого чтения. Поправки включали в себя предложение запретить публикацию особого мнения судей и публичную критику ими решений КС, а также касались возможности назначить председателя суда и его заместителя не из числа судей.
Коммунисты настояли на отдельном голосовании по поправке об особом мнении: Юрий Синельщиков утверждал, что она нарушает принцип гласности в суде. Представитель ЛДПР Сергей Иванов поддержал требование о голосовании, отметив, что запрет на обнародование особого мнения судей никоим образом не развивает принятые летом поправки к основному закону страны. По его словам, голосование за эту поправку, по сути, подтвердит, «что Дума уже не нужна».
Крашенинников в ответ сослался на желание «избежать политизации конституционного процесса» и указал, что публикация особого мнения запрещена в Австрии, Франции, Ирландии и Италии. Он также заявил, что поправка сделает решения КС «цельными».
В итоге поправку поддержали 330 депутатов, против были 32, а в целом проект закона во втором чтении одобрили 366 депутатов. Против него выступил только Синельщиков.
Днем ранее в беседе с журналистами «Коммерсанта» он сказал, что КПРФ собирается голосовать против, но на деле остальные коммунисты воздержались от голосования, как и при первом чтении. Как пояснил источник газеты во фракции, это было сделано по решению руководства фракции.
Без особых споров были приняты во втором чтении поправки к закону «О прокуратуре», отмечает газета. Эти поправки закрепляют новый порядок назначения генерального прокурора. Если раньше руководителя Генеральной прокуратуры назначал Совет Федерации по представлению президента, то теперь это будет делать сам глава государства после консультаций с верхней палатой парламента. Поправки также запрещают двойное гражданство для работников прокуратуры.
Аналогичный запрет для сотрудников ФСБ и структур внешней разведки предлагают законопроекты, одобренных в первом чтении. В первом чтении также были приняты поправки о лишении судей полномочий в случае утраты российского гражданства или приобретения иного, а также в случае совершения порочащего их честь поступка.
Эксперт Александр Бортников (политолог, г. Абакан) комментирует:
Принятие постконституционных законов в Госдуме прошло как по маслу. Чего и следовало ожидать. Крупнейшая фракция «Единая Россия», как обычно, одобрила все, что внесено от имени национального лидера, а представители оппозиции, как всегда, изобразили бег на месте. То есть вроде бы высказывали несогласие по отдельным пунктам, но так, чтобы не дай Бог не помешать процессу утверждения.
Депутаты от КПРФ и ЛДПР заявляли возражения против отдельных несущественных деталей в основном для того, чтобы показать своим избирателям, что они еще живы, а то некоторым уже хотелось в них палкой потыкать для диагностики. Нельзя же принимать всерьез поднятую КПРФ и ЛДПР дискуссию о том, позволять или нет судьям Конституционного суда высказывать особое мнение, а также внесенную коммунистами поправку в закон «О правительстве», предлагавшую запретить президенту повторно вносить уже отклоненные Думой кандидатуры премьера и министров. А когда эти несущественные поправки были отклонены, вносившие их оппозиционеры даже не расстроились.
Еще зюгановцы использовали свой излюбленный трюк: отказались участвовать в голосовании за принятие закона «О Конституционном суде». То есть вроде они с ним не согласны, но нажимать кнопки «против» не стали. Тут Зюганов и ко повели себя точь-в-точь как британская дама викторианской эпохи, принимающая супруга в спальне: «Леди не двигаются, но подают признаки жизни». В итоге «муж» получил от недвижной «красной дамы» чего хотел: утверждены все восемь законопроектов, внесенных президентом в развитие положений обновленной Конституции. Пять из них прошли в первом чтении, а три - уже и во втором. Кто-то скажет, что парламентская оппозиция у нас «вменяемая и конструктивная», а кто-то - что она «бесхребетная и трусливая». Оба мнения имеют право на существование. А какое из них верное, пусть решает тот, кто хорошо разбирается в сортах оппозиции.