Вирус и нефть. Почему кабмин решил нарушить бюджетное правило

Jul 03, 2020 18:42



В России отступят от соблюдения бюджетного правила на 2020-2021 годы. Как пишет газета «Коммерсантъ», это официально подтвердило правительство РФ. Ожидается, что в эти два года расходы в среднем на 2% ВВП будут превышать допустимые ограничения. В то же время Фонд национального благосостояния (ФНБ) по крайней мере в 2020 году расходовать, по сути, не собираются: антикризисный план, который предусматривает расходы в размере 4,4 триллиона рублей, будет в основном финансироваться из займов.

Напомним, согласно бюджетному правилу расходная часть бюджета не может превышать уровня его ненефтегазовых доходов. Правило также описывает условия использования ФНБ и оговаривает цену отсечения, с учетом которой фонд формируется.

Издание отмечает, что, возможно, ФНБ в эти два года не будет и пополняться, так как бюджет недополучает доходов из-за сделки ОПЕК плюс. В настоящее время, по данным газеты, Минфин обсуждает схему, предусматривающую, что бюджетное ограничение до 2022 года не будет реагировать на сокращение объема экспорта сырья.

Плановую правку Бюджетного кодекса, которая узаконила бы измененный бюджет на 2020-2021 годы и позволила бы вписать в него национальный план восстановления экономики, правительство обсудило на заседании 2 июля. В ходе заседания глава правительства Михаил Мишустин объявил о поправках к Бюджетному кодексу. Стенограмма совещания опубликована на сайте правительства РФ. Интересно, что о поправках к Бюдженому кодексу было сказано, хотя национальный план пока не утвержден - как ожидают СМИ, в окончательной редакции он появится только в июле.

Тем не менее, премьер указал, что превышение утвержденных расходов бюджета 2020 года оценивается максимум в 1,8 триллиона рублей, обратила внимание «Российская газета». На основе этого, уточняет «Коммерсантъ», и высчитывается, сколько средств выделят на план восстановления экономики. Пока оценки приблизительны, поскольку часть параметров 2021 года еще неизвестна, а расходы на ряд мер плана оценены по максимуму, который не будет достигнут. С учетом этого получилось, что реализация плана потребует от 4,1 до 4,5 триллиона рублей. Или, как сообщил в интервью газете «Известия» Владимир Колычев, заместитель министра финансов РФ, несколькими днями ранее рассказавший о ряде деталей бюджетных корректировок, 4,4 триллиона рублей.

Обозреватель «Коммерсанта» отмечает, что если цифра окажется окончательной, это будет означать сокращение полной стоимости плана только за июнь минимум на 10%. Дело в том, что в конце мая эта стоимость оценивалась в 2,5% ВВП в год, что превышало 5 триллионов рублей. Эксперт допускает, что изменение показателей может быть связано с уточнением экономических потерь первого полугодия 2020 года из-за коронавируса и связанных с ним ограничений: эти потери теперь оцениваются в 1 триллион рублей, что значительно меньше майских оценок.

Готовность отступить от бюджетного правила кабмин фактически признал еще в мае: тогда Колычев говорил о ситуативной необходимости контрциклический бюджетной политики. В то же время о самом бюджетном процессе Минфин пока сообщал мало, поскольку часть расходов еще не утвержденного плана восстановления российской экономики относится к 2021 году. Пока известно лишь, что в 2022 году предполагается вернуться к бюджетному правилу, даже если цены на нефть будут ниже цены отсечения.

Как отмечает информационное агентство РБК, о решении Минфина на время ослабить бюджетное правило в части величины общих бюджетных расходов (не меняя цену отсечения и правила использования ФНБ), 26 июня предупреждало и агентство Fitch Ratings. А в материале от 2 июля РБК утверждает, что Минфин намерен увеличить госзаимствования в 2020 году в валовом выражении более чем вдвое - почти на 2,7 триллиона рублей, до 5 триллионов рублей. Расходы федерального бюджета при этом возрастут до 23 триллионов рублей.

Что же касается его доходов, то потери в них в результате коронавируса уже компенсированы сделкой по приобретению правительством контрольного пакета акций Сбербанка у Центробанка на средства Фонда национального благосостояния, утверждает «Коммерсантъ». В остальном ФНБ до конца года почти не планируется использовать: при нынешних ценах на нефть из него предполагается потратить 250-300 миллиардов рублей, а большую часть остальных средств, необходимых для финансирования дополнительных расходов бюджета, планируется занять на открытом рынке.

Эксперт газеты в итоге приходит к выводу, что отказ от бюджетного правила в данном случае связан не столько с пандемией вируса, сколько с борьбой с падением цен на нефть.

Эксперт Юрий Авдеев напоминает, что изменились правила жизни, значит, и бюджетные правила должны им соответствовать:

Представим на секунду: если бы в годы первых пятилеток в СССР все бы руководствовались некими «бюджетными правилами», вряд ли бы мы отмечали сегодня 75 годовщину Великой Победы. О чем заботятся нынешние хранители незыблемости бюджетных правил? О дефиците бюджета, об инвесторах, об уровне инфляции? Думаю, при подготовке важных документов нужно руководствоваться одним-единственным критерием: все наши действия, в том числ, и в бюджетной сфере, должны работать на уровень экономического развития страны и на благосостояние ее граждан.

Подготовлено фондом "Петербургская политика" совместно с "Давыдов.Индекс"

Ну, как-то так.

Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс"

коронавирус, бюджет, нефть

Previous post Next post
Up