Плюс 3,3 триллиона. Вирус толкает Минфин нарушить бюджетное правило

Jun 19, 2020 18:55



Расходную часть бюджета Российской Федерации на 2020 год Министерство финансов хочет увеличить по меньшей мере на 2,3 триллиона рублей. Это означает, что расходы достигнут уровня в 22 триллиона рублей - именно такая сумма зафиксирована на сайте «Электронный бюджет» Минфина РФ. Сразу три источника газеты «Известия», близкие к правительству, подтвердили планы ведомства увеличить затраты. Два источника при этом сообщили, что увеличение расходной части до 22 триллионов - это минимум, вероятнее же, что эта часть возрастет еще на один триллион рублей, до 23 триллионов. Подобный рост расходов нарушает бюджетное правило, ограничивающее повышение затрат объемами нефтегазовых доходов.

Источники издания подтвердили, что запланированное увеличение расходов нарушает бюджетное правило. Однако они пояснили, что Минфин вынужден отступить от правила, поскольку без увеличения затрат поддержать экономику в кризис нет возможности. Правило вновь начнет действовать, как только ситуация стабилизируется, так что можно говорить не о нарушении его, а лишь о смягчении. «Полноценно реализовать комплекс мер по стимулированию экономики с сохранением всей конструкции нереально. Никто не хочет выбирать, резать нацпроекты или поддерживать пострадавший бизнес», - приводит газета пояснение источника. При этом в пресс-службе Минфина на просьбу прокомментировать рост расходов и данные «Электронного бюджета» не отреагировали.

Закон о бюджете в последней редакции предусматривал, что доходы его окажутся на уровне 20,6 триллиона рублей и что 13 триллионов из этой суммы составят доходы ненефтегазовые. Профицит бюджета был определен в районе почти 1 триллиона рублей, но достичь таких показателей не получится по ряду причин. В первую очередь на ситуацию повлияло падение цен на нефть, а во вторую на доходах бюджета сказались отсрочки по налогам компании из пострадавших от пандемии коронавируса отраслей, а также общее падение спроса.

Тот факт, что бюджет 2020 года окажется дефицитным, стал ясен уже некоторое время назад, когда сделались очевиднее масштабы ущерба для экономики в результате пандемии коронавируса. Министр финансов России Антон Силуанов прогнозировал, что дефицит бюджета составит 4% ВВП, или примерно 4 триллиона рублей. По оценке же Банка России, дефицит может достигать 5% и даже 6% ВВП. В то же время Силуанов еще в конце мая отвергал возможность отмены бюджетного правила, и в Банке России были согласны с ним. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина даже после начала кризиса, спровоцированного пандемией, не раз заявляла, что менять бюджетное правило преждевременно.

В настоящее время действует четвертая редакция бюджетного правила; кроме того, его действие неоднократно приостанавливали, а условия корректировали. Так, в 2004 году, когда правило только было введено, цена отсечения нефтегазовых доходов фиксировалась на уровне 20 долларов за баррель, а в 2006 году - на уровне 27 долларов за баррель. Во время кризиса 2015 года применение правила на время заморозили. И даже нынешняя редакция правила, которая вступила в действие в 2018 году, подвергалась изменениям. Например, как напомнили журналистам эксперты, изначально предполагалось, что из Фонда национального благосостояния будут ежегодно отчислять сумму, которая будет определяться законом о бюджете. Сейчас эта норма также приостановлена и не будет действовать до 2021 года.

Опрошенные «Известиями» экономисты считают вполне оправданным увеличение бюджетных расходов в нынешней ситуации. Такие действия позволят избежать более глубокого падения ВВП, которое в ином случае неизбежно произошло бы, убеждены экономисты. Они также указывают, что основной целью введения бюджетных правил является избегание государством сложновыполнимых обязательств, реализация которых существенно осложнит жизнь следующих поколений. С этой точки зрения временное - на период кризиса - увеличение расходов соответствует духу бюджетного правила.

Аналитики не исключают, что бюджетное правило могло бы быть изменено структурно, с включением в него нового параметра, который позволил бы учитывать возникновение не спрогнозированных спадов в
Ну, как-то так.

Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс" активности, не связанных с ценами на нефть, и компенсировать их.

Эксперт Владимир Норин считает, что изменение бюджетного правила не является критичным:

Можно было бы обойтись и без наращивания дефицита бюджета, если бы правительство договорилось с Центробанком РФ о существенном снижении процентной ставки. Это позволило бы еще на какое-то время переложить свою ответственности на плечи населения. Тем более, что в первом, что во втором случае инфляция подрастет, но зато дефицит бюджета и долговая нагрузка на правительство не будут расти.

При таком подходе может появиться мультипликативный эффект, поскольку дешевые кредиты могут подстегнуть рост экономики, и этот рост, возможно, превысит рост инфляции. Риск есть и в первом случае, когда будет расти дефицит бюджета, и во втором случае. Я считаю, что второй вариант был бы рациональнее.

бюджет, Минфин

Previous post Next post
Up