Оздоровление. Малый и средний бизнес бьют рекорды активности

Jun 15, 2020 16:41



Деловая и потребительская активность в России восстанавливается быстрее ожиданий: за первую неделю июня она практически достигла показателей февраля 2020 года, предшествовавших падению из-за пандемии коронавируса. Как пишет газета «Известия», 11 июня индекс деловой и потребительской активности в стране вновь составил 7,3 пункта, а 12 июня он показал наибольшее середины марта значение в 7,9 пункта.

С начала июня обороты малого и среднего предпринимательства в стране превысили среднестатистические показатели до пандемии на 8%, а в Москве - на 6%. Потребительские траты, также резко сократившиеся в период действия максимально жестких «антивирусных» мер, пока растут медленнее, чем обороты бизнеса, но и они заметно увеличиваются. В целом по стране расходы граждан уступает февральским на 3%, а по Москве - пока на 10%. Таковы показатели Tinkoff CoronaIndex, индекса потребительской и деловой активности в период пандемии и связанных с нею ограничений, созданного аналитиками группы «Тинькофф». Эти данные получены на основе статистики по финансовым операциям 12 миллионов клиентов системы «Тинькофф» и сведений от более чем 500 тысяч малых и средних предприятий России.

По мнению экспертов, рост спроса в июне связан с отложенными тратами россиян, не совершавших крупных покупок в период действия жестких антивирусных ограничений. Это также означает, что через некоторое время спрос снова должен снизиться. Тем не менее, большинство опрошенных газетой экспертов полагают, что процесс восстановления экономики РФ идет по оптимистичному сценарию.

В июне, когда уже была снята большая часть ограничений, в Москве заметно увеличились расходы граждан на спорт: они на 33% превысили февральские показатели. Примерно на 60% вырос спрос на одежду и обувь, а спрос на услуги салонов красоты увеличился на 64%. Спрос на аренду автомобилей после снятия ограничений на работу каршеринга с 9 июня возрос на 156%. Резко выросли покупки авиабилетов: после возобновления перелетов внутри страны на них стали тратить на 70% больше.

Показатели потребительского спроса в целом по стране несколько отличаются от московских: нет резкого подъема спроса на услуги салонов красоты и парикмахерские, поскольку во многих регионах они открылись еще в апреле и мае. Зато в июне россияне, проживающие за пределами Москвы, на 53% увеличили затраты на авиабилеты и на 31% - на железнодорожные билеты. Спрос на одежду и обувь в целом увеличился на 26%, на аренду автомобилей - на 109%, на услуги туристических агентств - на 29%. Самый большой рост затрат, связанных с туризмом, начался после появления новостей об открытии Крыма для жителей других регионов с 15 июня, отмечает газета.

Если говорить об индексе деловой активности малого и среднего бизнеса, то в Москве наибольший рост его наблюдался в сферах, связанных со спортом, развлечениями и культурой. Там он составил 148%. У предприятий, торгующих одеждой, рост активности достиг 95%, в сфере недвижимости - 71%. В топ-5 наиболее быстрорастущих сегментов малого и среднего предпринимательства также вошли салоны красоты, чья активность возросла на 61%, и предприятия из сферы социальных услуг и здравоохранения, увеличившие свою активность на 50%. В целом по стране показатели сравнимы с московскими, но вместо салонов красоты в топе оказались предприятия сферы хозяйственной деятельности, показавший рост в 30%.

Если же говорить о конкретных регионах, то лидерами по индексу деловой активности в июне в рамках исследования оказались Мурманская область, продемонстрировавшая рост на 9,1%, Ямало-Ненецкий автономный округ с таким же показателем, а также Курганская область, чья активность увеличилась на 8,7%, Забайкальский край с ростом 8,6% и Чукотский автономный округ с таким же показателем. Медленнее прочих восстанавливаются Республика Тыва, где рост индекса деловой активности составил лишь 6,5%, Калужская область, Ненецкий автономный округ и Республика Саха (7,2% у каждого из этих регионов) и Ивановская область с показателем в 7,3%.

В беседе с журналистами «Известий» эксперты отметили, что падение экономики и удар по потребителям оказались не столь значительными, как ожидалось. Они не исключают дальнейшего быстрого восстановления серьезно просевших в апреле сегментов хозяйства. Большинство считают вероятным, что основная масса россиян вернется к привычному уровню потребления быстро. В то же время некоторые эксперты полагают, что за время «вирусного» кризиса россияне изменили логику потребления, начав экономить и откладывать деньги в ожидании ухудшений. Это означает, что после всплеска отложенного спроса предприятия малого и среднего бизнеса вынуждены будут начать войну цен, чтобы сохранить себя.

По мнению вице-президента «Опоры России» Азата Газизова, сейчас под ударом оказался бизнес всего мира и быстрого возвращения к комфортному состоянию не будет. Согласно его оценке, в новых реалиях бизнесу придется жить примерно до января 2022 года. В этот период первоочередной задачей станет сохранение бизнеса, а не повышение маржинальности.

Эксперт Евгений Ющук подчеркивает, что это классический «отскок» после падения на дно:

Сложились два обстоятельства. Во-первых, отложенный спрос. Люди хотели купить те или иные товары, но не имели физической возможности это сделать. Теперь возможность появилась, и за товарами и услугами пришли сразу, восполнив двухмесячный недостаток. В пользу этой версии говорит и отсутствие сейчас всплеска по услугам, которые открылись ранее.

Но, к сожалению, население за время карантинных мер значительно обеднело. Так что перспективы радужными не выглядят - всплеск будет недолгим. Для стабильной потребительской активности нужно, чтобы восстановилась платежеспособность граждан, а этого в ближайший год не предвидится.

бизнес

Previous post Next post
Up