Работа и зарплата. Как коронавирус влияет на рынок труда

Jun 01, 2020 20:12



С начала действия ограничений, введенных в России из-за пандемии коронавируса, до 10% российских граждан потеряли работу, еще 40% столкнулись с сокращением заработной платы. Кроме того, многих перевели на неполный рабочий график или отправили в неоплачиваемые отпуска. Как пишет газета «Известия», это показало исследование, проведенное специалистами Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Исследование, получившее название «Работа и трудоустройство в условиях эпидемии», проводилось в формате интернет-опроса в мае 2020 года. В опросе приняли участие свыше пяти тысяч жителей разных регионов страны. По его итогам аналитики НИУ ВШЭ пришли к заключению: связанный с вирусом кризис стал самым серьезным вызовом для отечественного рынка труда за долгие годы. Дело в том, что прежде экономика России сталкивалась с проблемами спроса, а теперь к ним прибавились и проблемы на стороне предложения.

Опрос показал: свыше 30% из тех, кто сохранил работу, отметили, что работы лишился кто-либо из членов их семей. Что же касается будущего, то 18% участников исследования не исключают потери работы, 48% допускают, что произойдет снижение зарплаты, 12% ждут перехода на неполное рабочее время, столько же думают, что возможны задержки зарплат, а 13% полагают, что могут быть отправлены в вынужденный отпуск. Правда, 22% не ожидают никаких ухудшений. При этом 75% респондентов отмечают, что в случае утраты работы искать новое место будут долго или очень долго.

Таким образом, заключают авторы исследования, с угрозой безработицы для россиян по-прежнему связано едва ли не наибольшее число страхов.

Помимо сокращения зарплат до 20% работающих столкнулись с частичным или полным лишением премий и бонусов. В то же время задержки с выплатой зарплат отмечали лишь около 7% опрошенных. Авторы исследования объясняют этот сравнительно низкий показатель тем, что за задержку зарплаты руководителей предприятий ждут суровые наказания.

Самые значительные сокращения зарплат закономерно отмечались в тех областях экономики, которые наиболее серьезно пострадали вследствие коронавируса. Это были торговля, строительство и сфера обслуживания, большинство предприятий которых вынуждены были приостановить работу на длительный срок. В этих сферах на сокращения зарплат жаловались от 65% до 75% респондентов. Особенно заметно уменьшились доходы у самозанятых, которых больше всего в сфере обслуживания. В этой категории граждан об уменьшении зарплат говорили 75%. Среди тех, кто работает на средних и крупных предприятиях, о сокращении зарплат говорили 48%.

Что касается отпусков или сокращения рабочего времени, то o переводе на неполный рабочий день или сокращенную рабочую неделю заявили 11% респондентов, об уходе в вынужденный отпуск (за свой счет или частично за счет работодателя) - примерно 13%, а на некоторых предприятиях работников вынуждали брать больничные листы. Впрочем, о больничных упомянули менее 2% респондентов. Зато до 16% указали, что были вынуждены работать больше обычного.

Неполная занятость используется активнее всего тех же сферах и формах предприятий, где более всего были распространены сокращения зарплат - в торговле, сфере обслуживания и строительстве. Причем малые предприятия переводили сотрудников на неполную занятость в 15-20% случаев, тогда как средние и крупные - в полтора-два раза реже, в 10-12% случаев, отметили аналитики.

Примерно половина участников опроса указали, что у них появились проблемы с оплатой или условиями труда, но это были проблемы какого-то одного типа. Около 16% признали, что сталкивались с двумя разными способами борьбы работодателей с кризисом, около 14% - что испытали три и более негативных изменения в оплате и условиях труда. В то же время 20% участников опроса сообщили, что изменений в оплате и условиях труда у них не произошло.

Ситуацию, в которой работникам приходится выбирать между потерей работы и переходом на неполную занятость, некоторые эксперты считают проявлением «скрытой безработицы». Исследователи НИУ ВШЭ не согласны с этим: по методологии Международной организации труда человек, проработавший хотя бы час в неделю за оплату, уже не может считаться безработным.

В целом методы, используемые российским рынком труда в кризисной ситуации, весьма консервативны, подчеркнул генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. Однако они пока остаются действенными. Из новшеств был опробован лишь переход на удаленную работу - о нем заявили 22% участников опроса (главным образом - сотрудники предприятий в сфере информационно-коммуникационных технологий, где на такой режим перешли до половины работников). Крупные, средние и даже малые компании использовали такой режим работы вдвое чаще, чем микропредприятия (то есть те, где было до 15 человек персонала).

Перевод на дистанционную работу, впрочем, рассматривается большинством работодателей как мера временная, поскольку пока нет возможности реально оценить, как в таком случае обстоят дела с производительностью труда. Некоторые эксперты и ряд участников опроса полагают, что эффективность от такого перехода не страдает (примерно половина перешедших на удаленку считают, что она не изменилась), другие - что она сокращается (так ответили 40% «дистанционщиков», участвовавших в опросе), и лишь немногие (10% респондентов из числа «удаленщиков») утверждают, что она растет.

коронавирус, работа

Previous post Next post
Up