«Яндекс.Новости» ужесточает правила отбора контента

Dec 25, 2019 18:01



Сократить долю контента, содержащего оценочные суждения, планирует руководители сервиса «Яндекс.Новости». Так сервис поменял правила работы с новостями изданиями после значительного числа жалоб пользователей. Новые правила допускают отключение от агрегации партнеров сервиса, многократно нарушивших журналистскую этику.

Об изменении правила работы сервиса журналистам газеты «Коммерсантъ» сообщила представитель «Яндекс.Новостей». По ее словам, сервис уведомил партнеров о новшествах, и они должны будут в соответствии с соглашением выполнять скорректированные правила. А те предусматривают, в частности, что ошибкой теперь будет считаться наличии в заголовке агрессии, хамства, оскорбления достоинства, призывов к расправе, одобрения насилия и преступлений, а также троллинга, дискриминации по некоему признаку и в целом провокационные формулировки.

По словам представителя сервиса, «Яндекс.Новости» стремится «к максимально нейтральной подаче информации» и будет выносить предупреждения тем партнерам, доля оценочного контента у которых окажется большой. «Если в рамках взаимодействия партнер не исправляется, мы будем вынуждены отключать его из-за нарушений правил сервиса до исправления ситуации. Первое время схема будет работать в тестовом режиме», - приводит газета разъяснение представителей «Яндекс.Новости». В дальнейшем после трех подобных нарушений партнеры сервиса будут отключаться от агрегации до исправления ситуации.

Новые правила сервиса опубликованы на его сайте. О том, что они будут введены, партнерам агрегатора сообщили еще на конференции 4 декабря. В настоящее время у «Яндекс.Новостей» уже около семи тысяч партнеров.

Опрошенные газетой участники рынка считают, что путем подобных перемен сервис приближает свои стандарты к стандартам рекомендательного сервиса «Яндекс.Дзен». Такое мнение высказал, в частности, первый заместитель генерального директора издательского дома «Комсомольская правда» Владислав Гемст. Он оценил эти изменения как положительные.

У Ивана Засурского, заведующего кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистки МГУ, члена Совета по правам человека при президенте РФ, нововведения не вызвали однозначного одобрения или неприятия. Он выразил убежденность, что проблема засоренности контентом, который привлекает внимание заголовком, но по сути не содержит в себе того, что в этом заголовке обещано (так называемый кликбейт - прим.ред), действительно велика. Однако он считает не меньшей и проблему ложных срабатываний алгоритмов новостных агрегаторов. Процесс избавления от этих проблем он сравнил с расчисткой авгиевых конюшен.

Засурский не исключил, что применение новых механизмов «Яндекс.Новостей» может привести к цензуре, поскольку такого рода правила через некоторое время может попытаться внедрить и государство. С его точки зрения, «стерилизация информационного пространства» может считаться делом неплохим, потому что это - движение «как бы в сторону качественной журналистики», однако еще неясно, что получится на практике.

Высказанные экспертом опасения беспокоят относительно цензуры многих, тем более что, как сообщало информационное агентство РБК, утверждалось, что такие попытки уже предпринимались, и достаточно давно. Например, в книге «Битва за Рунет» журналисты Андрей Солдатов и Ирина Бороган описывали, как осенью 2008 года в московский офис «Яндекса» приезжали представители администрации президента и требовали предоставить государству возможность влиять на выбор заголовков, а также дать доступ к интерфейсу новостного сервиса, напоминало информагентство.

По словам медиаконсультанта Александра Амзина, если поначалу сервис «Яндекс.Новости» позиционировал себя как своего рода зеркало Рунета, то в последние годы он перестал им быть. Амзин обратил внимание на то, как изменения в законодательстве сказались на отображении новостей на сайте «Яндекса». «Большой вес получили информационные агентства, что серьезно усилило позиции государства и не позволило выразить оппозиционную точку зрения», - отметил он.

Действительно, из семи тысяч партнеров сервиса только немногим более двух с половиной тысяч зарегистрировано в Роскомнадзоре, передает информационное агентство ТАСС. При этом по закону в верхнюю пятерку новостей на главной странице «Яндекса» могут выноситься только зарегистрированные издания. Прочее выдается в общем поиске «Яндекс.Новостей», а также в индивидуально подобранных источниках, если пользователь их выбрал.

В итоге, по оценке Амзина, значимость сервиса существенно снизилась и его место в общем трафике изданий заняли сервис «Яндекс.Дзен» и Google Discover. И основания утверждать это есть: еще в декабре 2018 года газета «Ведомости» привела данные о том, что «Яндексу» удалось собрать более значительную аудиторию на блогах (пресловутый «Яндекс.Дзен» включает в себя как анонсы новостей и другого подобного контента, так и блоги), чем непосредственно на новостях. Причем «Дзен» обогнал «Яндекс.Новости» по этому параметру ориентировочно летом 2018 года. Как утверждало издание, уже в августе 2018 года у «Яндекс.Новостей» было 26,3 миллиона пользователей на всех устройствах, а у «Дзена» - 29,7 миллиона, а в дальнейшем этот разрыв только рос.

Таким образом, внимание значительного числа пользователей русскоязычной части интернета стало смещаться на «Яндекс.Дзен» как на источник информации.

Что касается новых правил «Яндекс.Новостей», то они не повысят привлекательности сервиса, убежден Амзин. Он считает, что нововведения скорее подтолкнут издания искать иные внешние источники трафика или создавать читательские сообщества, чтобы от внешних источников не зависеть.

Эксперт Александр Аникин напоминает, что СМИ уже сталкивались с некоторыми «особенностями» формирования «Яндекс.Новостями» ленты топовых новостей:

Когда значимые политические события выпадали из топа, когда «Яндекс.Новости» не реагировали на митинговую и протестную активность россиян. Агрегатор четко определил свои подходы к контенту, который для него является нежелательным. Если говорить о законности такого подхода, то нужно признать, что сервис в праве устанавливать свои правила. Партнеры могут их принимать или нет, это личное дело партнеров. Конечно, уровень журналистики в России стоит еще поднимать. Вопрос в том, репрессивными ли методами и методами ли запретов.

Ну, как-то так.

Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс"

Яндекс, новости

Previous post Next post
Up