Общий знаменатель. Нужно ли выравнивать зарплаты учителей в России

Dec 06, 2019 20:42

Создать общую, единую для России систему оплаты труда учителей хотят в Совете Федерации.


Как сообщили журналистам газеты «Известия» в комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре, сенаторы намерены просить правительство рассмотреть этот вопрос в рамках национального проекта «Образование». Целью авторов инициативы является унификация самих принципов начисления зарплат учителям.

В настоящее время система оплаты труда в конкретных образовательных учреждениях устанавливается учредителем. В общеобразовательных школах в этом качестве выступают в основном муниципалитеты. При этом нормирование оплаты труда осуществляют субъекты Федерации. В результате доходы учителей в разных регионах могут существенно различаться, также как и доходы учителей и других бюджетников в рамках одного региона.

Предварительно сроки реализации проекта оцениваются в год. Опрошенные газетой представители учительского сообщества оценили идею положительно и высказали мнение, что зарплата учителей должна вдвое превышать минимальный размер оплаты труда (МРОТ) или хотя бы быть не меньше двух прожиточных минимумов в каждом регионе.

Отсутствие единой нормативной правовой базы в вопросе формирования учительских зарплат является сегодня одной из главнейших проблем для педагогов, убежден заместитель председателя Комитета по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов. Как отмечает информационное агентство РИА Новости, он обратил внимание журналистов на тот факт, что в некоторых регионах базовый оклад за норму педагогической нагрузки вдвое меньше МРОТ. Такое положение дел он считает недопустимым, так как каждый учитель «реализует единый федеральный государственный образовательный стандарт и должен за свой труд получать оплату, рассчитанную на основе единых принципов».

Смирнов также подчеркнул, что уровень квалификации педагогов должен сказываться на их зарплате, и факт повышения ими квалификации должен непременно отражаться на ней. То есть, этот параметр должен быть учтен в системе оплаты труда, причем методология расчетов зарплат должна быть общей во всех регионах, пишет газета «Известия» в еще одном материале на эту тему.

Несколько более широкая идея унификации подхода к формированию зарплат бюджетников тоже уже обсуждалась в прессе. Как напоминает информационное агентство РБК, в середине ноября 2019 года предложения по этому поводу в Государственную думу внес парламент Северной Осетии. Предложенный им проект предусматривал, что зарплаты бюджетников должны быть не ниже удвоенной величины прожиточного минимума. Тогда опрошенные информагентством депутаты выразили сомнения в том, что правительство поддержит законопроект. В то же время сами они высказались за повышение зарплат бюджетникам.

Опрошенные «Давыдов.Индекс» представители педагогического сообщества считают, что вводить единые по стране нормативы формирования зарплат учителей не просто разумно, но даже необходимо. Сходную позицию занимает и Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования, академик Международной академии наук педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор газеты «Президент». Он вместе с коллегами уже долгое время стремился обратить внимание на проблему и довести до общего сведения важность соблюдения единого принципа формирования зарплат педагогов.

«Мы почти 20 лет пытаемся вложить эту идею в головы чиновников и депутатов. Потому что то, что было сделано в начале 2000-х годов, когда тарификация зарплат учителей была передана в ведение региональных и муниципальных властей, было настоящим преступлением. В советский период учителя по всей стране получали одинаковую заработную плату независимо от того, где работали - в московской ли школе, в маленькой ли сельской школе где-нибудь в глубинке. Тариф везде был одинаков. Но наши законодатели и правительство изменили эту ситуацию. Теперь регионы и даже муниципальные власти самостоятельно устанавливают, какой должна быть тарифная ставка и заработная плата у учителей.

Это привело к тому, что многие регионы просто остались без педагогических кадров. Потому что если регион дотационный или муниципалитет не имеет доходов, то у них, естественно, нет соответствующего бюджета и платить учителя не из чего. В итоге там до минимума срезают почасовую оплату, и учителя получает мизерные деньги. Кто будет жить и работать за такую заработная плату? Никто. Учителя из таких мест бегут. Многие сельские малокомплектные школы в результате остались без учителей, и их начали массово закрывать. С 2000 года до сегодняшнего дня мы потеряли более 20 тысяч сельских малокомплектных школ. Маленькие районные школы тоже стали закрывать.

Так что ситуация с зарплатами учителей сейчас в корне неверная. А самое страшное - что в отношении них, по сути, была принята мера, не соответствующая главной гражданской норме. Не могут учителя с одинаковым образованием, одинаковой квалификацией в разных регионах страны получать разную заработную плату за одну и ту же работу! Это на международном языке правозащитном языке называется дискриминацией по профессиональному признаку.

Поэтому мы требовали, чтобы этот подход к определению зарплат учителей отменили. Мы просили об этом депутатов Государственной думы, обращали на это внимание чиновников всех уровней в Министерстве образования и науки, в том числе и в его руководстве, в нынешнем и в прежних составах. Мы подталкивали к этому Андрея Фурсенко (министр образования в 2004-2012 годах - прим. ред.), твердили об этом Дмитрию Ливанову (министр образования в 2012-2016 годах - прим. ред.), говорили и говорим Ольге Васильевой (министр образования и науки в 2016-2018 годах, министр просвещения с 2018 года по настоящее время - прим. ред.). Но нам отвечали и отвечают: «У нас теперь региональная самостоятельность, регионы сами все это определяют!» Так что очень хорошо, что сейчас нашелся кто-то в Совете Федерации, кто вышел с инициативой продвинуть такую идею на законодательном уровне.

Не знаю, насколько эта инициатива будет воспринята. Если законодатели примут ее, это будет очень серьезным прорывом. Но примет ли ее правительство? Я, честно говоря, сомневаюсь. В правительстве сегодня есть люди, весьма далекие от решения социальных проблем российского государства», - сказал Сергей Комков.

Ну, как-то так.

Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс"

образование

Previous post Next post
Up