Госзакупки в регионах: удобство логистики или самоизоляция

Nov 19, 2019 20:54



В сфере государственных закупок регионы склонны к протекционизму - абсолютное большинство их контрактов приходится на местных поставщиков. Об этом свидетельствуют данные Счетной палаты Российской Федерации, опубликованные на сайте «Госрасходы». Рейтинг, в котором отражены эти данные, получил название «Рейтинг самоизоляции регионов».

Наиболее активно своих поддерживает Чечня - чеченским поставщикам досталась 89% всех государственных контрактов республики в 2018 году, установила Счетная палата. Примерно так же выглядят ситуация в Татарстане, где местным достались 88% госконтрактов. В Дагестане местные поставщики получили 83% государственных контрактов.

Немногим ниже показатели у Самарской области (местным поставщикам дали возможность получить 80,1% госконтрактов), Приморского края (79,3%), Иркутской области (78,9%), Воронежской области (78,8%), Санкт-Петербурга (78,8%), Республики Марий Эл (78,7%) и Республики Башкирия (77,6%).

Все два региона в стране отдают менее 35% государственных контрактов региональным поставщикам, обращает внимание читателей информационное агентство ТАСС. Эти регионы - Республика Тыва (34,2%) и Ненецкий автономный округ (5,9%).

Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин назвал зафиксированное рейтингом положение дел удивительным, поскольку у разных регионов специализация существенно различается, пишет газета «Ведомости». В то же время в Министерстве финансов журналистам пояснили, что запрета на заключение контрактов с местными поставщиками нет, а так называемая «изолированность» не имеет решающего значения. В ведомстве посчитали, что регионы сделали свой выбор, учтя удобства ведения бизнеса и логистики.

Возможно, эта тема вскоре получит развитие, тем более что 18 ноября лидеры политических фракций в Госдуме и главы профильных комитетов обсудили с представителями министерств, регионов, бизнеса и экспертам пакет законопроектов, направленных на защиту и поощрении инвестиций в России, отмечает информационное агентство REGNUM.

Что же касается госзакупок, то на них ежегодно выделяются значительные суммы. Так, в 2018 году государство потратило на эти цели 8 триллиона рублей, причем 5,2 триллиона рублей, то есть большую часть - на региональном и муниципальном уровнях. А за три квартала 2019 года объем госзакупок вырос на 10,6%, до уровня 4,7 триллиона рублей, следует из отчета Минфина по результатам мониторинга госзакупок. В ведомстве не исключают, что этот прирост связан в первую очередь с освоением средств, выделенных для реализации национальных проектов.

При этом объем госзакупок у малого и среднего предпринимательства в целом по стране по итогам 2018 года составил около 3,25 триллиона рублей. В национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство» прописано, что в 2020 году ожидается увеличение объема госзакупок у малого и среднего предпринимательства до 3,4 триллиона рублей, годом позже - до 3,8 триллиона, а к 2024 году - до уровня в 5 триллионов рублей.

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство» разработан Министерством экономического развития Российской Федерации для достижения целей, поставленных президентом РФ Владимиром Путин в майском указе. Поставлена задача достичь этих целей до 2024 года.

Как напоминает сайт «Будущее России. Национальные проекты», структура этого нацпроекта включает пять федеральных проектов: улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию, акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства, а также создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации и популяризация предпринимательства.

Эксперт Алексей Моторкин считает, что Алексей Кудрин прав только наполовину:

Отдавать заказы «своим» выгодно. Таким образом поступали бы все регионы, если бы у них было чуточку больше самостоятельности. Это называется не снижением конкуренции, а выращиванием собственных, региональных производителей и купцов. У Кудрина все сводится только к интересам местных чиновников - заработать «на своих». Но я вас уверяю, заработать на москвичах намного проще. А вот вырастить в регионе серьезную дорожную компанию возможно только при участии государства, которое может обеспечить горизонт планирования в 5-10 лет для закупки техники, найма профессиональных кадров и прочее.

Эксперт Евгений Ющук отмечает, что на практике, если судить по отдельным кейсам, при смене руководства региона часто в этот регион заходят «новые свои» вместо «старых своих»:

Отчасти это бывает, на мой взгляд, связано с проблемой откатов, отчасти с тем, что «свои» точно поставят то, что будет работать. Не секрет, что ставка на минимальную цену звучит красиво, но на практике этот порой выливается в грандиозные проблемы при эксплуатации, когда оборудование попросту оказывается некачественным. Страдает ли при этом конкуренция? В целом да, страдает. Но учитывая, что у нас многие тендеры идут по принципу «закупка у единственного поставщика», так называемые «страдания конкуренции» довольно относительные.

Ну, как-то так.

Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс"

регионы России, госзакупки

Previous post Next post
Up