Разрешить доступ частных нефтегазовых компаний на арктический шельф предполагает Энергетическая стратегия России, охватывающая период до 2035 года. Как передает информационное агентство РБК, такое положение содержится в проекте стратегии, нацеленной, в частности, на ускоренное освоение месторождений арктической зоны, включая шельф. Информагентство ознакомилась с проектом стратегии, источник, близкий к одному из профильных ведомств, подтвердил подлинность документа.
Напомним, в настоящее время на шельфе Арктики могут работать только «Роснефть», «Газпром» и их дочерние структуры. В документе же предлагается расширить доступ для российских компаний, обладающих необходимым опытом и средствами, к участкам недр федерального значения на континентальном шельфе России в Арктике. Доступ предполагается предоставить на определенных условиях, уточнил источник РБК. Какими будут условия, он не сообщил.
О том, следует ли России ускорять освоение арктического шельфа, о том, будет ли рентабельной добыча на нем при нынешних ценах на нефть и газ, а также о том, каким именно компаниям доступ к таким месторождениям мог бы быть интересен и какого сорта ограничения для них могут определить, рассказал Алексей Белогорьев, заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов.
«Оценки рентабельности добычи нефти на шельфе в Арктике при той или иной стоимости ее по-прежнему актуальны. В исследованиях на эту тему есть разброс, но в среднем считается, что рентабельной разработка будет при ценах не ниже 80 долларов за баррель (и речь о среднегодовых ценах). Однако в ближайшие годы подъема нефти до такого уровня цен не ожидается. Думаю, именно с этим связано то, что «Роснефть» и «Газпром» не стали активно добиваться сохранение ограничений на доступ на эти территории для других компаний, хотя ранее лоббировали его.
Кроме того, когда создавалась сама концепция разработки шельфа (а это происходило в конце 2000-х годов), предполагалось, что будут активно привлекаться зарубежные компании - британские прежде всего. И что с ними будут делиться риски, также как и инвестиции - в силу того, что бурение на арктическом шельфе разы дороже, чем даже в Охотском море, не говоря уже о суше. Но, учитывая санкции, которые стали вводиться против России, от этой идеи отказались. И теперь даже если цены на нефть вырастут до уровня обеспечения рентабельности, все равно и «Роснефть», и «Газпром» столкнутся с большими проблемами в части доступа к технологиям для добычи в таких условиях и в части финансирования работ.
Из компаний, которые могли бы заняться разведкой и добычей, помимо «Газпрома» и «Роснефти», мы видим пока только «Лукойл». По сути, никто больше и не проявлял интереса к такой возможности. Потому что это проекты капиталоемкие, рискованные; плюс необходима компетенция в сфере шельфовой разработки. У «Лукойла» она есть - в силу его зарубежных проектов прежде всего. Теоретически, в освоении этой территории еще могла бы участвовать «Зарубежнефть». И, возможно, что в перспективе 15 лет (а речь, напомню, в Энергостратегии идет о периоде до 2035 года) появятся еще какие-то игроки, которых мы пока не представляем.
Правда, учитывая ценовую конъюнктуру, совсем неочевидно, что кто-то будет приходить. Тем более что наиболее перспективные лицензионные участки уже были распределены между «Газпромом» и «Роснефтью». Естественно, есть еще перспективы новых открытий, но тут нужна разведка.
Что касается вообще необходимости выходить на арктический шельф, то в части газовой отрасли, например, в этом нет никакого смысла. Есть проблема «размораживания» Штокмановского проекта (имеется в виду газоконденсатное месторождение - прим. ред.), но даже Штокман «Газпрому» до 2035 года в принципе не нужен. Тем более не нужны месторождения в Карском море или где-то поблизости. Есть еще проект разработки месторождений в Обской губе, но там, скорее, все же вероятна разработка с берега, то есть это очень условный шельф.
В нефтяной отрасли ситуация сложнее, потому что ресурсная база на суше значительно хуже. Но при изменении налоговой системы, успешном внедрении НДД (налог на добавленный доход; действует в нефтяной отрасли - прим. ред.) и сохранении текущих льгот на разработку в принципе и нефтяникам шельф можно фактически не трогать. Для поддержания уровня добычи возможно обойтись более дешевыми ресурсами - например, в Западной Сибири, Восточной Сибири, Якутии, то есть, в принципе, в традиционных нефтедобывающих районах на суше. Там есть перспективы роста добычи - не столько по новым месторождениям, но и по уже разработанным.
Словом, явной необходимости лезть на шельф в арктические моря у нас нет. Да, на шельфе предусмотрена геологоразведка, и она будет производиться. Но переход к разработке требует технологий (которых пока, по сути, нет - их надо еще создавать, и это займет не один год) и инвестиций (которых тоже нет). Нужно же как-то разделять риски, то есть нужна сложная схема финансирования (в особенности - при текущей ценовой конъюнктуре); и нужно выстроить правильную регуляторную среду. Если удастся ее выстроить, все остальное будет зависеть в основном от геологоразведки и от возможного снятия санкций.
А если говорить о возможных ограничениях для компаний, претендующих на освоение арктического шельфа, то основные ограничения тут связаны с экологической безопасностью - риском разливами нефти в первую очередь. Это действительно очень серьезный риск, для его предотвращения нужны и большие инвестиции, и существенные технологические компетенции, и высокая квалификация сотрудников. В этой части к компаниям необходимо выдвигать очень жесткие требования», - сказал Алексей Белогорьев.
Ну, как-то так.
Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов
можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально
на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".