Споры из-за нацпроектов: что говорит Медведев

May 14, 2019 21:01

В правительстве РФ признали наличие разногласий из-за приоритетов в реализации нацпроектов, однако призвали экспертное сообщество на время воздержаться от их корректировки.



Об этом говорилось на встрече в кабинете министров под руководством Дмитрия Медведева. В ней также принимали участие первый вице-премьер Антон Силуанов, глава Минкэкономразвиятия Максим Орешкин, ректоры РАНХиГС и ВШЭ Владимир Мау и Ярослав Кузьминов, а также проректор ВШЭ Лилия Овчарова, проректор ВАВТ Павел Кадочников и Александр Габуев из Центра Карнеги.

Тема встречи была нестандартной - глава правительства Дмитрий Медведев впервые подтвердил существование споров о приоритетах нацпроектов и предложений их коррекции, в том числе обсуждавшихся на заседании совета по нацпроектам 8 мая, отмечает «Коммерсант».

Премьер-министр отметил, что позиция правительства в этом вопросе - отказ от любой коррекции приоритетов до того, как будут «достигнуты какие-то результаты, полностью развернута работа». Медведев уверен, что лишь тогда возможно «оценить, насколько пропорции финансирования, которые выработаны, утверждены и отвечают целям национальных проектов и национальных целей».

Темы приоритетов в реализации нацпроектов и «национальных идей» обсуждаются уже не впервые: ранее они были обозначены на площадках Госсовета и президентского совета по нацпроектам. Кроме того, свою озабоченность по этому вопросу выражала Банк России в бюллетене «О чем говорят тренды». Формально говорить о каких-то итогах нацпроектов, которые де-факто реализуются меньше квартала нельзя, однако решение вопросов с приоритетами становится все более актуальным.

Напомним, Дмитрий Медведев 7 мая утвердил единый план по достижению национальных целей развития России до 2024 года. Документ «представляет собой траектории выхода показателей, характеризующих указанные цели, на плановые уровни, а также перечень инструментов и механизмов, направленных на их достижение вне зависимости от принадлежности к государственным программам и национальным проектам.

Как сообщает ТАСС, в плане особо отмечается, что «национальные цели развития РФ носят межпрограммный характер. Кроме того, национальные цели развития тесно связаны между собой: достижение одних целей находится в прямой зависимости от достижения других. Так, снижение в два раза уровня бедности невозможно без устойчивого экономического роста, а рост производительности труда невозможен без широкого распространения цифровых технологий и инновационного развития.

В общей сложности, расходы на реализацию нацпроектов оцениваются в 18 трлн рублей с учетом привлечения частных инвестиций. Из этой суммы 5,7 трлн рублей являются прямыми социальными расходами. В блоке нацпроектов, ориентированных на экономический рост из 10,1 трлн рублей 5,9 трлн руб.- траты федерального бюджета.

Основными направления для возможной будущей коррекции сейчас называют восстановление строительства, которое по факту идет медленнее запланированного, а также зависимость инвестиций от госрасходов, которая оказалась выше, чем этого ожидало правительство. Расчеты ЦБ демонстрируют, что с мая 2018 года индекс обрабатывающих отраслей, ориентированных на инвестиционный спрос, монотонно снижается - весь рост в обработке обеспечивается подотраслями, обеспечивающими промежуточный и конечный спрос.

В Банке России предполагают, что основным фактором такой динамики в этой отрасли является снижение закупок в рамках госзаказа. Единственный класс инвесттоваров с положительной динамикой - стройматериалы. Впрочем, оценки ЦБ в этой сфере осторожны - в отрасли сильна сезонность и наблюдается не только улучшение портфеля заказов, но и оптимизация (сокращение) численности, и падение прибылей, добавляет «Коммерсант».

Напомним, согласно утвержденному плану, в ходе реализации нацпроектов Россия должна войти в топ-5 экономик мира в 2023 году. Для ускорения темпов роста российской экономики предполагается увеличить объем инвестиций в основной капитал до 25% ВВП, повысить уровень добавленной стоимости, создающейся в РФ, нарастить несырьевой экспорт, а также повысить производительность труда, экономическую активность населения и увеличить число занятых.

В итоге рост ВВП в 2020 году должен ускориться до 2% против 1,3% в 2019 году. При этом с 2021 года, как ожидается, экономика начнет расти темпами выше 3%: в 2021 году - 3,1%, в 2022 году - 3,2% и в 2023-2024 годах - 3,3%. Несырьевой неэнергетический экспорт должен достичь 230 млрд долларов в 2019 году и постепенно увеличиться до 350 млрд долларов в 2024 году.

Председатель правления некоммерческого партнерства «Ассоциация руководителей предприятий и организаций, органов государственной и региональной власти, органов местного самоуправления “Тверской деловой клуб”» Алексей Моторкин рассуждает о том, что в правительстве РФ признали наличие разногласий из-за приоритетов в реализации нацпроектов: "Цели по строительству абсолютно не совместимы с современным обустройством российских городов. Очередная погоня за квадратными метрами в ущерб качеству среды.

До изменения межбюджетных отношений федерация-регион-муниципалитет любые инвестиции будут изначально обречены на убыток".

Предприниматель, бизнес-тренер и член Дальневосточной ассоциации консультантов Павел Маракулин рассуждает о том, что в правительстве РФ признали наличие разногласий из-за приоритетов в реализации нацпроектов: "Что касается постоянного обсуждения целей нацпроектов, то я бы сказал так: “Поздно бабушка пить боржоми!” Страна находится в кризисной ситуации, “под санкциями”.

В такой ситуации нельзя откладывать действия по реализации нацпроектов. Даже ошибочное действие лучше бездействия. Корректировать нужно было Президентские указы в 2018 году".

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".

регионы России, национальные проекты

Previous post Next post
Up