Минюст начинает масштабную проверку политических партий, зарегистрированных в течение 2012 года. Для многих она может стать решающей.
В общей сложности министерство проверит деятельность 32 партий из 61 зарегистрированной в настоящее время. Все они были зарегистрированы в 2012 году после либерализации законодательства, которая упростила процесс регистрации партии и сократила минимальную численность ее членов с 40 тыс. до 500 человек.
ТАСС напоминает, что в 2019 году истекает семилетний срок, в течение которого они должны были принять участие в выборах на федеральном, региональном или местном уровне. В течение этого времени партии должны были хотя бы раз зарегистрировать список кандидатов на выборах в Госдуму или кандидата на выборах президента России.
Также возможны варианты с регистрацией кандидатов на посты глав регионов не менее чем в 10% субъектов РФ, регистрацией списков кандидатов в депутаты региональных парламентов не менее чем в 20% регионов или регистрацией кандидатов на выборах в местные органы самоуправления не менее чем в половине регионов РФ.
В случае несоблюдения этого требования политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного суда за неучастие в выборах в течение семи лет подряд, отметили в Минюсте.
Ранее глава ЦИК Элла Памфилова заявила, что по итогам проверки Минюста может быть ликвидировано около 20 партий. По ее словам, у 25 партий нет ни одного мандата (депутатов Госдумы, региональных собраний или органов местного самоуправления).
Жизнеспособность партий по их участию в выборах Минюст оценивает с момента появления закона «О политических партиях» в 2002 году. С 2012 года из реестра было исключено 35 партий, из них пять - в связи с принятием съездами решений о самоликвидации. 20 партий были исключены Минюстом из реестра в связи с тем, что не зарегистрировали в полугодовой срок после включения партии в реестр региональные отделения более чем в половине субъектов РФ. В отношении 13 партий Верховным судом РФ были приняты решения о ликвидации в связи с неустранением в установленный срок нарушений.
По словам главы комитета Госдумы по развитию гражданского общества Сергея Гаврилова, среди действующих партий немало «псевдопартий», сообщает «Коммерсант». Депутат считает, что такие организации создавались для «искусственного замутнения политической среды, чтобы обеспечить прорыв во власть лоббистским, региональным и даже сепаратистским группировкам».
Подобные «политтехнологии срабатывали в 1990-е годы, но сейчас избиратели стали опытными, их раздражают попытки манипулирования выборами, и они отдают голоса ответственным партиям, у которых есть политическая история и репутация», уверен он.
Заместитель главы думской фракции «Единой России» Андрей Исаев отметил, что между желанием создать и реальной потребностью общества в той или иной партии есть большая разница. Он считает «естественным, что партии, которые оказались не востребованы, будут сходить со сцены».
Секретарь ЦК КПРФ по вопросам избирательных кампаний Сергей Обухов в свою очередь оказался недоволен излишней либерализацией законодательства. Он пожаловался, что в выборах регулярно участвуют «пять партий, в названии которых слово «коммунистическая», несколько партий со словом «пенсионеры», десять партий со словом «справедливость».
- Если бы в стране по-прежнему оставалось семь партий, то партия власти могла потерпеть поражение при нарастании недовольства в обществе. Теперь же мелкие партии растаскивают голоса недовольных граждан в пользу «Единой России», - возмутился он.
Эксперты отмечают, что упрощение регистрации партий мало сказалось на расстановке политических сил: в итоге в политической системе сложилась «высшая лига» из четырех партий и «первая лига» максимум из десятка партий, а совокупный электоральный ресурс других партий меньше 1%. Они также обратили внимание на низкую доступность выборов.
Тем не менее, президент «Центра политических технологий» Борис Макаренко полагает, что результаты предстоящей проверки Минюста не будут иметь принципиального значения для российской партийной системы, сколько партий ни будет ликвидировано.
Он подчеркнул, что за минувшие семь лет в России так и не появилось ни одной новой партии, которая привнесла бы что-то новое в политическую повестку дня или хотя бы приблизилась к «высшей лиге».
Политолог Олег Реут рассказал о специфике современной партийной повестки: "Для оценки жизнеспособности партий необходимо вернуться в 2012 год и проанализировать обстоятельства, которые способствовали так называемой «либерализации» закона «О политических партиях». Уже тогда российский политический режим последовательно ужесточался.
Пространство публичной политики сужалось, а репрессии усиливались. Демократические партии терпели поражения на выборах, были вытеснены из Государственной думы и практически из всех региональных парламентов.
Политическая оппозиция дробилась, втягивалась во внутренние разборки, теряла влияние. На её поле стало вырастать антикоррупционное движение, самым ярким представителем которого стоит признать ФБК - Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального, соперничающий с демократическими партиями и пошедший на сомнительные контакты с националистами.
Параллельно начали разворачиваться децентрализованные низовые протестные движения в защиту попранных прав различных групп населения".
Политолог, председатель Общероссийской общественной организации «Реформы - Новый Курс» Сергей Журавский рассуждает о том, что Минюст начинает масштабную проверку политических партий, зарегистрированных в течение 2012 года: "После всех проверок будут ликвидированы совсем несущественные и мало известные партии. Это будет сделано для красивого отчёта. Нужно же докладывать о проделанной работе. А если никого не закрыли, значит работа не проведена.
На сегодняшний день многие партии являются фиктивными. На самом деле подтвердить численный состав партии по регионам могут очень немногие. Полагаю, что это могут сделать “Единая Россия”, КПРФ, ЛДПР".
Политтехнолог, региональный представитель Ассоциации “ИЗБАСС” в Свердловской области Леонид Мишунин рассуждает о том, что Минюст начинает масштабную проверку политических партий, зарегистрированных в течение 2012 года: "О будущей ликвидации партий с низкой активностью все знали заранее, известны даже примерные даты закрытия каждой из них. Всего в этом году будет ликвидировано около 20 партий, часть уже в июне-июле.
В целом на политической системе страны это никак не скажется.
При этом не стоит считать, что многопартийность имела целью лишь размытие голосов на выборах в пользу ЕР. Если бы это было так, то мы бы видели в регионах все партии в бюллетенях.
Представители парламентской четверки часто пишут о манипулятивных технологиях, однако большое количество партий - обычное явление в мире. Например в США, где в Конгрессе представлено всего две партии, насчитывается 40 только общенациональных, и ещё 30 региональных зарегистрированных партий. И они так же ведут не самую активную деятельность".
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов
можно прочитать тут.Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально
на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".