Продолжаем цикл статей о специфике реализации “мусорной реформы” в регионах Российской Федерации. В этот раз поговорим о ситуации с ТБО в Ивановской области.
Ивановская область - субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. На северо-западе граничит с Ярославской областью, на севере с Костромской, на востоке с Нижегородской, на юге с Владимирской областью.
Население - 1 004 192 человек (2019). Областной центр - город Иваново. B состав области входят 21 муниципальный район и 6 городских округов
Региональный оператор
Региональный оператор по обращению с ТКО на территории Ивановской области: общество с ограниченной ответственностью “Региональный оператор по обращению с ТКО”. Дата выбора регионального оператора по обращению с ТКО - 29 декабря 2016 года.
В зону деятельности регионального оператора по обращению с ТКО входит вся территория Ивановской области в соответствии с Территориальной схемой. Статус регионального оператора присваивается сроком на 15 лет.
22 марта 2019 года в Москве прошел IX Межведомственный круглый стол по координации взаимодействия федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и бизнеса в области обращения с отходами. В нем приняли участие представители федеральных министерств.
Ивановскую область представляли генеральный директор ООО “Региональный оператор по обращению с ТКО” Надежда Гришина и член Экспертного совета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Владимир Ярченков.
Само название круглого стола - “Масштабный запуск реформы обращения с ТКО: пути решения возникших проблем” - говорит о целом комплексе вопросов, возникших в большинстве регионов России с 1 января 2019 года после начала реформы обращения с отходами. В числе основных проблем, с которыми сталкиваются власти, жители и региональные операторы по ТКО, были названы низкое качество территориальных схем, отсутствие контейнерных площадок и законных объектов захоронения отходов, нехватка мощностей на полигонах, отсутствие круглогодичного транспортного сообщения между отдельными муниципальными образованиями и объектами обращения с отходами, слабая информационная кампания.
Многие из этих проблем в Ивановской области уже решены. Это связано с тем, что в регионе реформа началась на полтора года раньше, чем в целом по России, и за это время удалось выстроить работу регоператора ТКО и взаимодействие с региональными и муниципальными властями, скорректировать определенные пробелы в законодательстве.
В рамках секции “Региональные операторы: ключевой элемент реформы” основной стала тема “Эффективность регионального оператора:теория и практика”. Надежда Гришина сообщила, что за 1,5 года работы регоператора в Ивановской области тематика обращений граждан существенно изменилась, люди звонят, чтобы уточнить графики вывоза, сообщить сведения о постоянно и временно проживающих в домовладениях. Однако перед регоператором по-прежнему остро стоят другие проблемы: в частности, практически невозможно получить достоверную информацию по собственникам жилых и нежилых помещений.
Владимир Ярченков в своем выступлении отметил, что положительный опыт работы ивановского регоператора востребован не только в рамках круглых столов и совещаний различных уровней. Представители регоператоров ТКО, как из ближайших регионов (Вологды, Костромы, Твери), так и с Урала, регулярно приезжают в Иваново, чтобы познакомиться с тем, как строится работа с управляющими компаниями, как функционируют мусоросортировочный завод и мусороперегрузочные станции и т.д.
Подобное общение профессионалов, обмен практическим опытом позволяют в короткие сроки внедрить наилучшие доступные технологии, эффективнее выстроить конструктивное взаимодействие с органами власти и общественностью.
Тарифная политика
Постановлением департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2018 года, установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на 2019 год.
Тариф на услугу по обращению с ТКО с 1 января 2019 года составит 488,95 рублей за кубометр отходов, а с 1 июля - 516,28 рублей. Размер платы граждан с 1 января составит 88,01 рублей, а с 1 июля - 92,93 рублей за одного человека в месяц. Норматив накопления - 0,18 кубометра.
Независимо от количества детей в многодетной семье платеж за вывоз мусора выставляется только на троих членов семьи. Для граждан, проживающих в летний период на даче, плата за вывоз мусора начисляется только по одному адресу на основании заявления и подтверждающей факт отсутствия по месту проживания справки.
Категории граждан, для которых предусмотрены льготы по коммунальным услугам: инвалиды 1,2 и 3 группы; инвалиды и участники ЧАЭС (в ряде регионов льготы распространяются на инвалидов и участников местных ЧС); ветераны труда; ветераны труда, признанные таковыми в регионе; инвалиды и участники ВОВ, члены семей погибших; лица, награжденные знаком “Жителю блокадного Ленинграда” и члены их семей; семьи с детьми-инвалидами; лица, пострадавшие от политических репрессий; многодетные семьи (им предоставляется компенсация в размере 30%).
Мусорная инфраструктура в регионе
В 2017 году в Иванове открыли мусороперерабатывающий завод. Мощность завода составляет 120 тыс. тонн обрабатываемых отходов в год. Это позволяет сортировать отходы Иванова и Кохмы, а также Ивановского и Фурмановского районов. Однако завод перерабатывает лишь 25% мусора, который оставляют после себя два города и два района.
В основе технологического процесса завода - извлечение из твердых коммунальных отходов и отправление на переработку ценных утильных фракций: всех видов пластика, картона, бумаги, стекла, черных и цветных металлов. Из отходов будут выделяться самые вредные составляющие, которые ранее размещались на полигонах. В первую очередь, это отходы пластика и полимеров. Извлечение вторичных ресурсов и прессование несортируемого остатка значительно сократит нагрузку на полигоны ТКО и уменьшит их вредное воздействие на окружающую среду.
За время работы регионального оператора заменено более четырех тысяч контейнеров, в городе Иваново запущен пилотный проект по раздельному сбору ТКО.
На сегодняшний день в регионе организовано порядка 400 площадок, где отдельно собирается только пластик, поскольку эта фракция составляет значительную часть бытового мусора и, при этом, может быть с успехом переработана.
Также за это время в Ивановской области построено четыре мусороперегрузочные станции в Фурманове, Комсомольске, а также в Верхнеландеховском и Гаврилово-Посадском районах. В каждом муниципальном образовании открыты офисы регионального оператора.
До 2023 года планируется построить в регионе ещё два мусоросортировочных завода в Кинешме и Шуе, три полигона в Тейковском, Кинешемском и Шуйском районах и 13 мусороперегрузочных станций.
“Глава региона поставил задачу, чтобы в ближайшие 5-7 лет в Ивановской области не было ни одного полигона. На сегодняшний момент существуют технологии, которые позволяют перерабатывать мусор в ноль. По этому вопросу мы уже вышли на инвесторов. На сегодня уже проработан вопрос строительства мусоросортировочных заводов на территории Вичугского, Кинешемского и Юрьевецкого районов”, - сообщил руководитель комплекса жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Ивановской области Александр Шаботинский.
Активность общественных организаций
В конце октября 2018 года учащиеся гимназии имени А.Н. Островского, волонтеры и представители ООО “Региональный оператор по обращению с ТКО” совместными усилиями организовали экоуборку в рамках проекта “Сделаем свой город чище!”.
“Мы считаем очень важным, что молодежь участвует в подобных акциях, - отметила руководитель компании Надежда Гришина. - Это помогает ребятам не оставаться равнодушными к экологической обстановке в родном крае. Ведь из брошенных кем-то фантиков или бутылок от лимонада образуются горы мусора, которые вредят экологии, тем более, берегам рек. Изменить эту ситуацию можно только вместе”.
20 добровольцев очистили пляж “Гравера”, пляж фабрики № 1 и “Красной ветки”. За несколько часов работы было собрано более 30 мешков мусора: бутылок, коробок, пакетов.
Представители Общероссийского народного фронта в Ивановской области в феврале 2019 года провели ежегодную региональную конференцию. Активисты ОНФ подвели итоги работы и утвердили общественные предложения по эффективному исполнению “майских указов”, которые будут переданы главе региона.
До начала пленарного заседания прошли заседания тематических площадок, на которых активисты, эксперты ОНФ, представители надзорных ведомств и органов исполнительной власти обсудили проблемные вопросы региона.
Особое внимание уделено проблемам обращения с отходами на территории региона и формированию защитного зеленого пояса вокруг областного центра. На контроле регионального отделения ОНФ остается реализация новой системы обращения с ТКО. Эксперты ОНФ внесли свои предложения по изменению территориальной схемы, особо обратив внимание на приведение терсхемы в соответствие с действующим законодательством, нормативами накопления и схеме движения отходов, а также формирование обоснованного тарифа для населения и справедливого начисления платежей.
10 апреля 2019 года активисты ОНФ направили обращение в администрацию Иваново с просьбой ликвидировать несанкционированные свалки вокруг контейнерных площадок на улицах Куконовых, Любимова и Кохомском шоссе. Проведенная общественниками проверка содержания мест складирования отходов выявила системную проблему: за указанными муниципальными территориями никто не следит.
На время проведения рейда мусорные баки на Кохомском шоссе, 8, 10, 12 и 13, были пустыми - спецтранспорт вывез отходы, но на прилегающей территории общественники увидели стихийную свалку. Такая же ситуация - на других контейнерных площадках в этом микрорайоне, возле домов 4, 5, 6, 17, 21 и 25. Неубрана территория вокруг контейнера и бункера-накопителя на улицах Любимова и Текстильщиков.
“Все обследованные нами контейнерные площадки содержатся в ненадлежащем состоянии. Земля под площадками находится в муниципальной собственности, а значит, ответственность за ее содержание несет муниципалитет. Однако до сих пор не утихают споры, кто же должен убирать территорию - муниципалитет, управляющие компании или регоператор”, - прокомментировала сопредседатель регионального штаба ОНФ в Ивановской области Екатерина Копылова.
Разрешить ситуацию, по мнению общественников, можно, возложив на регионального оператора обязанности убирать прилегающую к контейнерным площадкам территорию. Земли муниципалитета, на которых расположены контейнерные площадки, региональный оператор мог бы брать в аренду, пояснила Е.Копылова.
Таким образом, как отмечают эксперты, в регионе сложилась нормальная ситуация с вывозом и сортировкой ТБО.
Журналист, учредитель и главный редактор сайта Ivanovolive.ru (г. Иваново) Михаил Мокрецов рассказал о специфике мусорной реформы в Ивановской области: "Ивановская область стала пилотным регионом, в котором мусорная реформа началась еще года два назад. Инициатором этой реформы был бывший губернатор. Может быть, в политических целях, может быть, в финансовых.
Он продавил решение о том, чтобы в Ивановской области реформа началась одной из первых, хотя это было совершенно неправильно, потому что Ивановская область была к этому не готова.
Новый губернатор в прошлом году в своем первом отчете сказал так: совсем не понимаю, какому деятелю пришло в голову начинать реформу в не готовой к этому Ивановской области. Хотя люди такого уровня не склонны к таким эпатажным заявлениям, тем более не кулуарно, а публично".
Журналист сайта “Слухи и факты” (г. Иваново) Анна Семенова рассуждает о ситуации с мусорной реформой в Ивановской области: "Острота многих проблем, связанных с реализацией мусорной реформы, уже снята. Они технически или организационно решены. Например, разруливание платежек между управляющими компаниями и регоператором. На задний план ушло уже недовольство по тарифам. У нас это было очень проблемным вопросом.
На мой взгляд, региональные власти упустили очень важный вопрос, связанный с оповещением населения.
Коммунальных войн, с которыми столкнулись в некоторых регионах, у нас не было. Но в некоторых муниципалитетах компании, которые занимались до прихода регоператора сбором и вывозом мусора, разорились. Но этот вопрос вроде бы как сошел с повестки дня.
До сих пор не решен вопрос, кто должен убирать контейнерные площадки. Во многих городах участки под домами нарезаны 6 метров от отмостки. То есть, соответственно, вся домовая инфраструктура расположена на земле, собственность на которую не разграничена и за которую отвечает муниципалитет. И многие управляющие компании отказываются убирать территорию, которая принадлежит муниципалитету. Муниципалитет с этим не согласен. И баталии эти продолжаются до сих пор".
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов
можно прочитать тут.Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально
на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".