Глава «Роснефти» Игорь Сечин анонсировал создание арктического кластера, на котором будут добывать до 100 млн тонн нефти в год к 2030 году.
По словам Сечина, в кластер войдут проекты компании в Арктическом регионе, а также уже разрабатываемые Ванкорское, Сузунское, Тагульское и Лодочное месторождения.
Ванкорское - это уже действующее месторождение с добычей около 17 млн тонн нефти в год, три других - новые проекты, «Роснефть» оценивает их ресурсы в 1,9 млрд т, запасы в 500 млн тонн и планирует добывать на них 22-24 млн тонн нефти, сообщает РБК.
- При подтверждении ресурсной базы, в создаваемый кластер могут войти также и активы Восточного Таймыра, расположенные в районе Хатанги, - рассказал глава «Роснефти», слова которого приводит пресс-служба Кремля.
Сообщается, что в кластер должен попасть и Пайяхский проект «Нефтегазхолдинга». Компания принадлежит президенту «Роснефти» и соратнику Сечина Эдуарду Худайнатову. Пайяха включает в себя несколько месторождений с запасами 163 млн тонн. Разработка Пайяхи оценивается в 411 млрд руб., из которых 330 млрд рублей - это обустройство месторождений, нефтепровод примерно в 400 км и вся инфраструктура, а 81 млрд рублей - стоимость морского терминала в бухте Север для отгрузки нефти.
На встрече с президентом Игорь Сечин также отметил, что арктический кластер может обеспечить добычу нефти уже к 2024 году, а объединенные активы станут центром привлечения стратегических инвесторов.
Также глава «Роснефти» заявил, что эффективное освоение Арктической зоны России требует поддержки. По его словам, для запуска проектов исключительную важность имеет создание привлекательных для инвестиций условий.
- Это прежде всего касается налоговых, регуляторных условий, обеспечения гарантированной стабильности этих проектов на весь период их жизнедеятельности. Принимая решение, мы должны быть уверены, что на весь период жизни, до 30, а порой и до 50 лет не будут меняться основные правила игры. И это будет условием привлечения дополнительных инвесторов, особенно внешних инвесторов, - отметил он.
Ранее Эдуард Худайнатов также попросил у президента льготы по НДПИ для разработки Пайяхи, налоговые вычеты на геологоразведку и льготные ставки по кредитам. Кроме того, он пригласил в проект крупнейшего акционера «Роснефти» - британскую BP. Таким образом он может получить поддержку со стороны «Роснефти» для строительства нефтепровода до порта на севере.
В настоящее время у «Роснефти» 28 лицензий на арктическом шельфе, но добычу там компания не ведет. В 2014 году она и ExxonMobil сообщили об успешно пробуренной скважине в Карском море на месторождении «Победа». Но из-за санкций против России американская компания была вынуждена прекратить работу с «Роснефтью».
Известно, что на проекты «Роснефти» и Худайнатова в бухте Север рассчитывает и Минприроды, включившее их в план по загрузке Северного морского пути. Как сообщал «Давыдов.Индекс», планируется, что к 2024 году объем грузопотока по нему увеличится до 80 млн тонн. Инвестиции в проект составят 730 млрд рублей, из которых внебюджетная часть - более 460 млрд рублей. По данным РБК, Минприроды ожидает, что в 2024 году с проектов «Роснефти» на СМП поступит 14,9 млн тонн нефти.
Доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС Эмиль Мартиросян рассуждает о специфике развития современного рынка нефтедобычи в контексте решения “Роснефти” о строительстве арктического кластера: "Анонсирование нефтяного освоения Арктики на уровне проработанной программы - своевременный и логичный шаг со стороны “Роснефти”. Это часть стратегии роста и экспансии компании.
Прежде всего, компания ориентируется на рентабельность добычи и транспортировки, изыскивая новые возможности одновременного роста добычи и сокращения ее себестоимости в операционном цикле".
Кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Курского государственного университета Алексей Белостоцкий рассуждает о специфике развития нефтедобычи в Арктике: "Россия присутствует в Арктике не одно столетие, ее осваивают постепенно и целенаправленно. Развиваются дополнительные транспортные пути, инфраструктурные объекты. Этому способствует самый крупный ледокольный флот в мире. Именно сейчас Арктика имеет огромное геополитическое и экономическое значение, учитывая имеющиеся на этой территории ресурсы.
В связи с этим, считаю вполне оправданным намерения «Роснефти» создать арктический кластер и планы добыть 80 млн. тонн. нефти к 2024 году и 100 млн. тонн нефти в год к 2030 году. Напомню, по итогам 2018 года компания добыла около 230 млн. тонн нефти и конденсата, при этом у российской компании имеется 28 лицензий на шельфе и большой опыт буровой работы".
Кандидат экономических наук, доцент кафедры теории и практики управления Оренбургского филиала РАНХиГС Тагир Шарипов рассуждает о строительстве арктического кластера компанией “Роснефть”: "Предложенный компанией “Роснефть” проект нахожу очень амбициозным и предполагаю, что у Игоря Ивановича Сечина все получится. Главное- сколько это будет стоить и когда государство сможет получить отдачу, так как предоставление налоговых льгот на 30-50 лет является сверхдальнесрочным, особенно в сложившейся экономической и геополитической ситуации, а также насколько будет высок спрос на нефть в долгосрочной перспективе 15-20 лет, не будут ли разработаны новые, альтернативные источники энергии и сырья".
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов
можно прочитать тут.Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально
на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".