ВШЭ: «поколения Z» не существует?

Mar 05, 2019 21:01

Ученые не нашли у современной молодежи признаков «поколения Z», отметив, что современные подростки мало чем отличаются от своих предшественников.



Исследование особенностей современных молодежи подготовили специалисты Центра исследований современного детства при Институте образования НИУ ВШЭ, сообщает «Коммерсант». Специалисты проанализировали популярные утверждения о современных подростках и не нашли тех признаков, которые приписывают молодым людям «цифровой эпохи», - многозадачности, прагматизма, любви к быстрым удовольствиям, особенной компьютерной грамотности и склонности к суициду.

По словам автора доклада, кандидата психологических наук Наталии Богачевой, подобные ненаучные публикации формируют у читателей упрощенный образ современных подростков как невнимательных, не способных мыслить критически юных созданий, которые при этом полностью погружены в «цифровой мир» и одновременно «интересуются только удовольствиями». Однако проведенные научные исследования не подтверждают этих стереотипов, утверждает она.

В частности, она опровергла тот факт, что «поколение Z» может решать несколько задач одновременно и быстро обрабатывать поступившую информацию.

- Однако показано, что подростки справляются с одновременным выполнением некоторых задач хуже, чем взрослые, и это может быть связано с тем, что у них еще не развиты в полной мере функции когнитивного контроля и рабочая память, - подчеркивает эксперт.

Кроме того, она приводит данные исследований, согласно которым на самом деле молодежь с трудом концентрируется на одной задаче, однако, по словам Богачевой, это не является какой-либо поколенческой спецификой.

- Дети и подростки всегда демонстрируют более низкий уровень произвольного внимания, нежели взрослые, так как у них еще недостаточно развиты отдельные мозговые структуры и высшие психические функции, - говорится в докладе.

Мифы об особенностях мышления современной молодежи появились после нескольких заметок, опубликованных в западных СМИ в 2015 году. В них сообщалось, что современные подростки из-за использования мобильных гаджетов способны концентрировать свое внимание на объекте на четыре секунды меньше по сравнению со сверстниками из 2000 года. Издания ссылались на исследования корпорации Microsoft.

Наталья Богачева в свою очередь отметила, что материалы этих исследований найти не удалось. По ее словам, такие «фейковые сообщения формируют неправильное представление о современной молодежи».

В докладе делается вывод, что подростки «поколения Z» практически не отличаются от своих предшественников: они много перенимают от родителей и старших братьев, поэтому разницы в поведении почти нет.

- Не нужно их абсолютизировать, потому что это может приводить к очень серьезному упрощению. Между поколениями идет коммуникация: они многому учатся друг у друга, многое перенимают, не только младшие у старших, но и старшие у младших. И в этом смысле я бы сказал, что таких глубоких различий между поколениями X, Y и Z нет, - заявил декан факультета социальных наук Высшей школы экономики Александр Чепуренко.

Тем не менее, часть экспертов находят в поведении представителей «поколения Z» несколько специфических черт, которые отличают их от предшественников. В частности, речи идет о стремлении к общению и необходимости в одобрении окружающих, снижении религиозности и конформизме.

Кандидат педагогических наук, доцент Оренбургского государственного педагогического университета, член регионального отделения РОС Мария Шарычева рассказала об особенностях “поколения Z”: "На протяжении 35 лет наблюдаю за подрастающим поколением. Думается, что проблема «отцов и детей», непонимание между разновозрастной аудиторией была, есть и останется всегда. Это норма и обсуждать ее - напрасное времяпровождение. Найти понимание - вот смысл. Оно есть, есть сотрудничество и достаточно плодотворное, важно только «взрослым» на это пойти и услышать!

Говорить о поколении Z, мне думается, - рано.

Потерянное поколение, хоть это и громко сказано, скорее выпало на детей, рождённых в 80-е годы. Воспитание как таковое было номинальным, вырастить ребёнка здоровым и накормленным- вот что ставилось на первое место. Общество само ещё искало себя, пытаясь подражать то западу, то востоку, то опираясь на собственные «корни» и жизненный опыт".

Писатель, публицист, общественный деятель (Пенза) Михаил Козин детально проанализировал специфику современной молодежи: "На мой взгляд, это действительно самые обычные подростки.

Да, они быстрее схватывают информацию, так как молодой мозг развивается лучше и работает активнее, однако воспользоваться ей у подростков получается не всегда.

В «наше» время было тоже самое. Только сидели мы не за компьютерами и гаджетами, а за книгами и конструкторами. Информацию получили медленнее, так как она была ограничена библиотекой или газетой… А мелкую моторику развивали, собирая из железных конструкторов, всевозможные модели.

Сейчас мои дети не так интересуются этими конструкторами, зато яркие цветные детали их захватывают в любом возрасте. Да, они собирают из них модели, но более полная свобода творчества и сама работа мозга у старшего поколения была лучше!"

Кандидат педагогических наук, беспартийный политик, лидер общественного движения «ЗА Великий Новгород!», директор по развитию интернет-газеты «Ваши новости» Елена Михайлова рассуждает об особенностях современной молодежи: "Представляете, в XXI веке формат жалоб, стационарных полицейских постов и названий вроде «поколение Z» - это далеко не всё для коммуникации взрослых с подростками!

Взрослые во все времена демонстрируют определённую беспомощность перед молодым поколением и отсутствие ответов, как вписать его энергию в труд, жизнь, притязания страны. Именно отсюда проистекает желание людей старшего возраста называть молодёжь «поколением Y и Z», «индиго и миллениалы». Это даёт взрослым иллюзию структурированности мира и управляемости".

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".

Россия, молодежь, социальное неравенство, социология

Previous post Next post
Up