В российское законодательство планируется ввести понятие платежного агрегатора, а также ужесточить контроль за онлайн-платежами.
Соответствующий законопроект внесли в Госдуму 7 декабря. Как отмечает РБК, платежные агрегаторы появились в сегменте электронной коммерции относительно недавно, но уже сейчас обеспечивают платежи россиян более чем на 80 тыс. сайтов. Крупнейшим игроком на этом рынке является “Яндекс.Касса”, доля которой составляет 31%. Кроме того, речь идет о системах Robokassa, Payture и других.
Как следует из предложенных поправок, платежные агрегаторы предполагается контролировать через банки и небанковские кредитные организации (НКО) в целях соблюдения законодательства о предотвращении отмывания доходов и финансирования терроризма.
Согласно документу платежные агрегаторы в статусе банковского платежного агента должны будут заключать договоры с интернет-магазинами и интернет-сервисами на оказание услуг от имени кредитной организации - банка или НКО. При этом, от них потребуют проверять своих контрагентов, участвовать в урегулировании спорных операций, а также соблюдать требования безопасности при переводе денежных средств, а также открыть специальный банковский счет для работы со средствами плательщиков.
В настоящее время такие системы работы по двум моделям: одни собирают деньги на своих счетах, а потом переводят их интернет-магазинам, оставляя себе комиссию, вторые - лишь предоставляют технологическую платформу, а все платежи идут через банки. Эксперты считаю, что у второй категории есть шанс не попасть под действие нового законодательства, так как они являются аутсорсерами банков и не осуществляют непосредственное взаимодействие с клиентами. Таким исключением в частности может стать платежный сервис Payture.
Ужесточение регулирования платежных агрегаторов вводится для более эффективного применения антиотмывочного законодательства. У нечистоплотных агрегаторов, которые в настоящее время полностью не идентифицируют перед банками-эквайерами всех своих клиентов, а используют один банковский терминал для обслуживания многих клиентов, есть возможность скрывать в своем трафике транзакции нелегальных в России видов деятельности. В частности, речь идет о незаконных финансовых сервисах и казино.
Такие действия в конечном итоге негативно отражаются на деятельности банков в виде материального и репутационного ущерба, а также ставит под угрозу деятельность добропорядочных торгово-сервисных предприятий и дестабилизирует рынок в целом.
Кроме того, поправки в законопроект направлены и на защиту денежных средств клиентов, которые нельзя будет арестовать в случае возникновения проблем у платежного агрегатора, например при наложении штрафов или его банкротства.
В случае вступления поправок в силу кредитным организациям и их партнерам придется понести дополнительные расходы, так как придется пересмотреть свои отношения и переформатировать их под новые условия. Участники рынка также считают, некоторые положения законопроекта, подлежат обсуждению в рамках диалога между участниками рынка и регулятором, так как требуют более детального рассмотрения.
Ранее исследовательский холдинг “Ромир”, выяснил, что половина россиян в 2018 году покупала товары повседневного спроса через интернет. Так, на первом месте оказалась еда (в 51,2% случаев). Вторыми по популярности в списке онлайн-заказов стали непродовольственные товары - 31,2%, на третьем месте одежда - 13,2%. Кроме того, выяснилось, что почти 50% россиян совершают покупки через смартфоны, а если говорить о доставке еды на дом, то 81% заказов поступает через мобильные приложения, отмечают авторы исследования.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Курского государственного университета Алексей Белостоцкий рассуждает о специфике онлайн-торговли: "Действительно, в последнее десятилетие на волне диджитализации и технологического развития значительно выросли объемы покупок в интернет-магазинах или оплаты товаров через интернет-кассы, и эта тенденция только усиливается, так в 2010 году российский интернет-рынок оценивался в объеме 176 млрд. рублей, а по итогам 2017 года, превысил 1,25 трлн. рублей, т.е. более чем в 7 раз, при этом онлайн-торговля составляет около 3-4% объема всей торговли России".
Доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС Эмиль Мартиросян полагает, что контроль за системой виртуальных платежей будет полезен в первую очередь для пользователей: "По-моему мнению, контроль нужен. Особенно в системе виртуальных платежей, где очень высоки риски киберпреступлений. Есть риски для огромного количества пользователей, совершающих и принимающих платежи.
Контроль не нужно воспринимать как экзекуцию, это лишь расширение законодательного и административного поля в системе переводов и платежей. Не вижу ничего плохого в этом, тем более, что это общемировая практика".
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов
можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально
на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".