Соцсети не в почете у россиян?

Apr 19, 2018 18:01

Телевидение по-прежнему является главным для россиян источником получения информации, выяснили аналитики "Левада-центра".




Согласно проведенному исследованию, из телевизора узнают о новостях в стране и мире 85% россиян. Еще 27% узнают их от соседей и друзей, столько же - из интернет-изданий. На четвертом месте находятся соцсети (21%), затем идут радио (15%), газеты (13%) и журналы (2%).

Ежедневно смотрят новости по телевизору 29% россиян, практически каждый день - 42%. Новости в интернете ежедневно читают только 10% опрошенных, практически каждый день - 23%. Гораздо меньшей популярностью пользуются у граждан радио и газеты: 69 и 70% россиян ответили, что почти никогда не используют в качестве источника новостей.

Также телевидение является источником, вызывающим наибольшее доверие у россиян. В марте 2018 года так ответили 51% опрошенных. Друзьям, родным и соседям доверяют 19% опрошенных, столько же - интернет-изданиям, 15% доверяют соцсетям, 9% газетам, 8% - радио.

Наиболее популярные новостные телеканалы: "Первый канал" (72%), "Россия 1" (57%), НТВ (44%), "Россия 24" (38%). Самые популярные сайты из предложенных респондентам: новостные агрегаторы "Яндекс.Новости" (29%) и "Новости Mail.ru" (11%). С большим отрывом отстают Lenta.ru (6%) и РБК (3%).

Самые популярные информационно-политические передачи - это "Вечер с Владимиром Соловьевым" (34%), "Вести недели" (29%), "Итоги недели" (18%). В основном их смотрят респонденты старшего возраста. Это связано с общим высоким уровнем абсентеизма среди молодых респондентов и меньшая вовлеченность в телесмотрение среди молодых россиян, отмечают аналитики "Левада-центра".

При этом самыми популярными развлекательными передачами у россиян стали "Андрей Малахов. Прямой эфир" (37%) и "Вечерний Ургант" (20%). Заметны возрастные различия зрителей этих программ: основная аудитория ток-шоу Андрея Малахова - люди среднего и старшего возраста, а "Вечерний Ургант" охватывает публику более молодого возраста и в меньшей степени - россиян в возрасте от 55 лет.

Среди самых молодых телезрителей (18-24 года) шоу "ВДудь" (видеоблог журналиста Юрия Дудя) занимает пятое место по популярности и опережает многие политические шоу на федеральных каналах, добавляет "Левада-центр".

Согласно результатам исследования, 60% россиян используют социальные сети, 36% опрошенных заходят в них ежедневно или практически каждый день. С августа 2011 года, когда "Левада-центр" впервые проводил подобное исследование, это число выросло втрое. 70% пользователей социальных сетей считают их источником важной и новой информации, 72% говорят, что социальные сети помогают им расслабиться и избавиться от стресса, 30% полагают времяпрепровождение в социальных сетях бесполезным занятием.

Около 80% пользователей социальных сетей хотя бы иногда сталкивается с разнообразной информацией, которая вызывает у них раздражение. Кроме того, около 15% пользователей соцсетей постоянно встречают информацию, которая попадает хотя бы в одну из трех категорий: противоречит взглядам, неприятна или отвлекает внимание.

В то же время чаще всего пользователи игнорируют подобную информацию. В совокупности около 25% пользователей соцсетей блокируют или сообщают в администрацию сетей о контенте, который попадает как минимум в одну из трех категорий.

Также пользователи соцсетей хотели бы видеть больше информации от своих знакомых (67%). Четверть опрошенных хотели бы узнать о людях, которые близки им по взглядам (24%). Небольшое меньшинство хотели бы видеть больше контента от людей с противоположными взглядами (5%) или от новостных агентств (5%).

Опрос "Левада-центра" проводился в марте 2018 года среди 1800 граждан граждан России старше 18 лет в 136 населенных пунктах 52 регионов страны. Исследование проводилось на дому методом личного интервью.

О том, почему телевидению верят больше, чем соцсетям, рассуждает публицист Михаил Козин (Пенза): "В сознании рядового россиянина телевизор является наследием правды, времени, а соцсети - как неизведанное и непознанное, какая-то игрушка непонятная, где все что-то пишут. А где все пишут - там бардак. А в телевизоре же не все выступают - значит, там не бардак, там порядок.
Более того, соцсети частенько сами себя дискредитируют, причем очень серьезно. То фейковую новость запустят, то откровенные враки выкладывают. <...>
Вот так думает большинство россиян. С этим сложно согласиться, но оно есть и с этим мы пока живем. Начали было исправляться с помощью Telegram, да вот беда - заблокировали.
Что касается веры новостям в соцсетях, то там уже сложились свои "риа новости", "первые каналы" и прочие "тассы": есть очень серьезные группы и каналы, которые не вызывают сомнений - там работают настоящие профессионалы, серьезные редакторы и все новости тщательно проверяются, анализируются и только потом выкладываются в открытый доступ. Например, "Давыдов.Индекс" - я всецело доверяю всем вашим материалам. <...>
Я все же призываю получать информацию из нескольких источников, а затем, самостоятельно проанализировав, делать выводы."

Доктор философских наук, профессор кафедры философии Дальневосточного федерального университета Илья Докучаев (Владивосток) считает, что исследование "Левада-центра" не до конца объективно: "Я не проводил релевантных социологических исследований на эту тему, но думаю, что представленный материал, мягко говоря, заслуживает некоторых уточнений. Первое: совершенно непонятно, почему телевизору противопоставлен не интернет в целом как источник информации, а отдельные его сегменты - СМИ и социальные сети. Второе: в исследованиях есть данные, что телевизор проигрывает даже социальным сетям, ведь только 29 процентов россиян смотрят телевизор регулярно, тогда как социальные сети посещают регулярно 36 процентов. Так что в целом представленные данные нуждаются в коррекции. <...> Чем более старшую группу опрашивают социологи, тем больше роль телевидения, и наоборот, чем моложе аудитория, тем больше роль интернета. Сегодня граница, по которой устанавливается равенство интереса к интернету и телевидению, проходит примерно на уровне пятидесятилетних. Это как раз мое поколение, которое начинало с телевидения, привыкло к нему (я даже радиоточку и грампластинки до сих не могу забыть и использую) и вместе с тем активно восприняло технологические новшества. <...> Понятно, что телевидению осталось жить примерно десять лет. А что касается доверия социальным сетям - так ведь в этих сетях чаще всего фигурирует контент, взятый из средств массовой информации, собственного контента в них почти нет. Поэтому доверие социальным сетям - это в конечном счете доверие СМИ, некоторым образом увеличенное за счет их отбора теми людьми, которых мы считаем заслуживающими доверия."

Своим взглядом на противостояние телевидения и соцсетей делится член Общественной палаты Удмуртской Республики Рашид Хуснутдинов: "Главной ошибкой оценки "борьбы" ТВ и соцсетей является абсолютное их разделение. Сегодня любое телевидение заимствует лучшее у новых медиа и использует социальные сети для своего продвижения. Вместе с тем и социальные сети стали куда более профессиональными, картинка стала качественнее, а бюджеты - больше.
На мой взгляд, именно в качестве подачи и состоит сегодня преимущество телевизионных каналов над социальными сетями. В век, когда планка для медиа поднята очень высоко, пользователь крайне придирчиво выбирает картинку, звук, художественную выразительность продукта. <...>
Еще одним важным обстоятельством, особенно для старшей аудитории, является то, что телевидение пользуется ранее накопленным ресурсом доверия.
Что касается новостей из соцсетей, важно понимать, что алгоритмы их работы всегда формируют ту картину, которую человек хочет увидеть. Создается своего рода "информационный кокон", в котором человек видит только подтверждения своей точке зрения. Поэтому если и доверять новостям из интернета, то очень важно выходить за пределы своего обычного круга источников и тщательно проверять факты."

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".

опрос, телевидение, соцсети, СМИ, Левада-центр, социология

Previous post Next post
Up