Впервые за два года выросла аудитория российского сегмента интернета. Во многом рост произошел за счет людей старшего возраста. Этот же сегмент аудитории является основным резервом для увеличения показателей.
![](https://ic.pics.livejournal.com/davydov_index/60378694/3570090/3570090_original.jpg)
Размер аудитории подсчитали в GfK - одном из крупнейших в мире научно-исследовательских институтов маркетинга. Согласно его данным, в настоящее время в России постоянно пользуется интернетом 87 млн человек. К началу 2018 года количество интернет-пользователей в России среди населения старше 16 лет выросло на 3,5%. Рост впервые отмечен после двух лет стагнации, отмечает "Коммерсант": в 2015 году аудитория рунета составляла 84 млн человек, в 2016 году эти цифры не изменились.
По данным GfK, уровень проникновения интернета в России в 2017 году среди населения старше 16 лет вырос с 70,4% до 72,8%, а аудитория мобильного интернета выросла на 20% - с 47% до 56%. Данные получены по результатам регулярного опроса, суммарный объем выборки за 2017 год составил 12 тыс. респондентов.
В компании утверждают, что рост аудитории Рунета произошел в основном за счет вовлечения представителей старшего поколения: за последний год среди людей в возрасте 55 лет и старше доля пользователей интернета увеличилась на четверть. Впрочем, уровень онлайн-проникновения в этом возрасте в целом остается невысоким - лишь каждый третий россиянин (36%) старше 55 лет пользуется интернетом, в то время как среди молодежи уровень пользования интернетом достиг практически предельных значений еще два года назад и составляет сейчас 98%. В возрастной группе 30-54 лет размер аудитории составляет 83%.
Еще одной тенденцией при увеличении интернет-аудитории в России стал рост пользователей мобильного интернета. По итогам прошлого года аудитория составила 67 млн человек. Подобное явление эксперты GfK связали с "ростом проникновения смартфонов". На начало 2018 года в интернет с портативных устройство выходило 51,5% россиян. Пользование планшетами в последние годы растет незначительно, заметили в GfK, подчеркнув однако, что сегодня мобильное устройство все чаще становится единственной платформой для доступа пользователей в интернет. По данным авторов исследования, в настоящее 16 млн россиян в возрасте от 16 лет (13,2%) заходят в сеть только с мобильных устройств. Выше всего доля "только мобильных" пользователей среди молодежи до 30 лет (18,4%), а также в сельской местности (16,4%).
В компании "Яндекс" "Коммерсанту" подтвердили, что в ближайшие годы аудитория российского сегмента интернета будет прирастать за счет именно людей старшего поколения. По мнению российского интернет-гиганта, реальный резерв для роста сейчас существует только в сегменте от 45 лет и старше. В городах-миллионниках аудитория перестала расти еще в 2015 году. В городах с населением меньше 500 тыс. и селах число пользователей продолжает расти, там еще есть несколько миллионов людей молодого и среднего возраста, которые пока не пользуются интернетом, добавляют в "Яндексе".
Своими соображениями о причинах роста аудитории интернета делится юрист, блогер, общественный деятель Денис Сапрыгин (Красноярск): "Прирост Рунета в основном связан с тем, что многие рабочие места, вакансии, жестко требуют не только хорошего знания компьютера, но и умения работать с глобальной сетью. Люди вынуждены учиться пользоваться интернетом, чтобы не отстать от времени. Что касается того, стоит ли ожидать такого же массового прироста в будущем и за счет каких категорий пользователей, то сейчас взрослых людей, пользователей Рунета, в России достаточно много. Расширение за счет молодежной среды идет постепенно, не такими быстрыми темпами. Поэтому прирост может быть в основном за счет тех, кто ищет работу."
Общественный деятель, предприниматель, председатель молодежного парламента Оренбургской области Дмитрий Чернов, рассуждая о причинах прироста "возрастных" пользователей, отмечает, что прирост аудитории интернета в целом будет продолжаться еще какое-то время: "Рост пользователей именно этой категории, старшего поколения, я связываю с тем, что много государственных программ идут именно на обучение пожилых людей, людей старшего возраста, компьютерным программам. <...> В эту же категорию входят также те, кто компьютером уже пользовался. То есть те, кто и раньше работал на компьютере, и просто перешел в "возрастную" категорию. И третье - жизнь заставляет. Если раньше среднестатистический руководитель редко пользовался компьютером, и последний пылился в кабинете как мебель, то сейчас наличие Сети используется как оперативный способ решения производственных и прочих вопросов. Многие покупают смартфон уже не для имиджа, а для того, чтобы им пользоваться. <...> Думаю, что в дальнейшем темп роста будет сохраняться. Порог, конечно, есть. Но достигнут он будет не скоро."
Журналист, публицист, медиаменеджер Шамиль Валеев оценивает интернет и присутствие в нем старшего поколения с общественно-политической точки зрения: "Я пережил несколько периодов развития интернета. Когда-то он был элитарным интернетом для айтишников. За эти двадцать лет я вижу, как он превращается в интернет пенсионеров. Я думаю, что это глобальный процесс, потому что интернет на сегодня - самый дешевый способ быть востребованным, находиться в общественно-политическом пространстве. Я думаю, что в Интернет вошли те люди, которым было 40 лет на заре его появления. <...> Сегодня интернет - возможность быть услышанным, высказать свое мнение, собирать комментарии. То есть то, чего некоторые были лишены в течение всей биографии. Можно собираться по интересам: дачники, рукодельницы и т.д.
Однако нужно воспринимать пенсионеров не только с этой точки зрения. Через цифровые технологии они втягиваются в общественно-политический процесс, в цифровую демократию. Я думаю, тем, кто сейчас находится в рабочем возрасте, предстоит свою старость провести в интернете. Я это оцениваю в первую очередь электорально. <...> То есть люди с активной жизненной позицией, имеющие навык пешей ходьбы на выборы, будут формировать свою позицию не от телевизора, не от, скажем так, односторонних СМИ, а от медиа с обратной связью. И если раньше можно было надеяться, что ты развлечешь аудиторию с помощью мемасиков, котиков и ютуба, то сейчас придется придумывать контент. <...> И переход зрелого россиянина в цифру пройдет быстро и безболезненно."
Доктор философских наук, профессор кафедры теории политики и коммуникации ННГУ им. Н.И. Лобачевского, зам. председателя Наблюдательного совета Общественного телевидения России Антон Фортунатов видит в результатах исследования GfK признаки смены коммуникационных приоритетов россиян: "Наступление нового периода увеличения аудитории Рунета за счет людей старшего поколения сигнализирует не только о том, что оно, это поколение, становится все более "продвинутым" и не чурается новых технологий. <...> На мой взгляд, новый качественный рост российских пользователей виртуальным пространством говорит о начале новой коммуникативной эры - эпохе заката телевизионного "всевластия". Средний возраст телевизионной аудитории сегодня в России составляет примерно 46,7 лет. И те, кто сидят неотрывно у экранов, становятся с каждым годом все старше и все неподвижнее. А те, кто не удовлетворен эфирным контентом, с неизбежностью обращают свои взоры в интернет-пространство. Считаю, что эта новая коммуникация с каждым годом все агрессивнее будет "пожирать" телезрителей, предлагая им модификации или суррогаты их прежнего времяпровождения."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов
можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально
на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».