Эксперты Высшей школы экономики и РАНХиГС выяснили, что у 45% работников не соблюдается хотя бы одно из их трудовых прав.
Об этом говорится в исследовании "Влияние экономического кризиса 2014-2016 годов на занятость россиян", подготовленном профессором-исследователем ВШЭ Натальей Тихоновой и научным сотрудником РАНХиГС Анастасией Каравай.
Согласно данным мониторинга Института социологии РАН, на которые опираются авторы, в феврале 2014 года основные права работников (белая зарплата и ее своевременная выплата, официальное оформление на работу, оплата отпуска и больничного листа) все вместе соблюдались в отношении 56% работников, но в пик кризиса (осень 2015 года) этот показатель опустился до 47%. После этого в период восстановления экономики наметился возврат к докризисным нормам, и к октябрю 2016 года базовые права были доступны 55% работников.
Среди тех, чьи трудовые права не соблюдаются, можно выделить около 30 млн человек, у которых не реализуется сразу несколько базовых прав - как правило, это получение всей зарплаты или ее части "в конвертах" и нарушения в оплате отпуска или больничного листа.
Согласно последним данным Росстата, в октябре 2017 года в стране работали 72,7 млн человек. Таким образом, не менее 40% занятых в России слабо вписаны в правовое поле трудовых отношений.
Авторы исследования отмечают, что в кризис 2014-2016 гг. выросла продолжительность рабочей недели. По закону трудовая неделя должна длиться 40 часов, однако в октябре 2016 года средняя рабочая неделя составила 45,2 часа против 44,3 часа в октябре 2014-го. "Большинство работающего населения страны осенью 2016 года не просто перерабатывало, но перерабатывало на три часа в неделю и более, в том числе 12% имели рабочую неделю продолжительностью 60 и более часов. При этом рабочую неделю продолжительностью менее 40 часов имели всего 10% всех работающих," - говорится в материалах исследования.
Эксперты отмечают, что только в Москве перерабатывали около двух третей всех работников. Кроме того, они добавляют, что для российского рынка труда в принципе нехарактерна оплата сверхурочной работы. Рост трудовой нагрузки не сопровождался повышением заработка, а наоборот - привел к его сокращению. В конце 2016 года только треть работавших более 40 часов в неделю получали сверхурочные. Реже всего переработки оплачивались в сферах торговли и бытового обслуживания - 25% работников.
Кроме того, исследователи констатируют, что усиление эксплуатации работников повлекло за собой переоценку в обществе важности проблемы рабочих отношений. С весны 2008-го по октябрь 2015 года доля граждан, считающих противоречие между работодателями и работниками одним из основных для российского общества, выросла с 17 до 22%.
"Общий рост трудовых нагрузок россиян не обеспечил сохранения их реальных доходов не только в среднем, но даже у тех работающих россиян, чьи переработки работодателями оплачиваются," - говорится в докладе.
По словам экспертов, причиной переработок является скорее бесправие работников, а не их стремление к дополнительным заработкам. Профсоюзное движение в России не развито, работодатели в целом диктуют свои условия работникам, а за последние годы "норма эксплуатации" выросла. Право на забастовки в России "существенно урезано", отмечается в обзоре.
Наиболее высокий уровень бесправия характерен для работающих в частном секторе, показано в исследовании. Так, 52-55% работников коммерческих предприятий в период с марта 2015 года по октябрь 2016-го получали часть зарплаты "в конвертах", 54-58% полностью или частично не оплачивался отпуск и больничный, 34-37% официально не оформлены на работу. В госсекторе нарушений намного меньше и их динамика сильнее зависит от экономического цикла, резюмируют авторы.
Исследование ВШЭ оценивает правозащитник Сергей Мамаев (Барнаул): "Полностью согласен с выводами, которые сделали специалисты ВШЭ. Действительно, усиление эксплуатации работников, дисбаланс в продолжительности и оплате труда могут стать политической проблемой. <...>
В нашем регионе очень мало предприятий, которые честно платят зарплату сотрудникам и выполняют все требования Трудового кодекса. <...> А вообще население сегодня покидает регион. Многие уезжают. Алтайский край - это тупиковая часть. Люди уезжают в Новосибирск, Омск. К сожалению, Барнаул стал "дырой", где нет работы, а у кого она есть, тем платят мизер. Вот такая печальная картина."
Профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС, доктор экономических наук Александр Щербаков считает, что необходимо менять систему защиты трудовых прав: "Мне кажется, что нынешние профсоюзы себя во многом дискредитировали, поэтому они сейчас не смогут представлять какой-то авторитет в глазах работников. Тут нужно либо менять состав профсоюзных лидеров, либо менять систему работы. К сожалению, эта организация не представляет собой какую-то значимую силу в глазах наемных работников. <...> Абсолютно согласен, что проблема ущемления прав работников может стать политической, если ее не решать."
По мнению главы Фонда "Корпорация развития предпринимательства Ульяновской области" Анатолия Кушева, авторы исследования сгущают краски и на самом деле во многих своих бедах виноваты в первую очередь сами работники: "Эксперты ВШЭ правильно обозначили проблему, но мне кажется, что они несколько сгустили краски. <...> Я придерживаюсь такой позиции: люди сами делают свой выбор. Если они обладают высокой квалификацией, они не позволят себя обманывать и найдут себе достойную, хорошо оплачиваемую работу. Если же работники сами выбирают неблагонадежного работодателя и сами настаивают на использовании серых схем, то это опять-таки выбор самих людей. Здесь ни государство, ни бизнес, никаким образом не влияют. <...> В нашей стране есть хорошие работодатели, но там надо работать. Почему-то люди выбирают какие-то сомнительные сферы, а потом жалуются."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов
можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально
на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».